Разуму вопреки, Гарри Поттер

Не сразу я приступил к чтению похождений Гарри Поттера. Вышла первая книга, вторая, может и третья. Начались фильмы. А я всё как-то был в неведении. Но когда всё стало приближаться к своему логическому завершению, решил и я приобщиться к святому.

Первое, что приобщило меня к миру Гарри Поттера, было кино. Приступив к книжному Гарри Поттера, я уже имел опыт просмотра нескольких серий кино. Во время просмотра всех серий меня как-то ненавязчиво преследовали одни и те же вопросы. Я сразу отнесся к киносаге с чувством легкого пренебрежения, и, следовательно, не пытался как-то проанализировать происходящее на экране. Тем не менее игнорировать эти фильмы я не был готов. Всегда масштабные и зрелищные фильмы про Гарри Поттера вполне в состоянии просто развлечь.

Но вот начались книги... Многие вопросы, дремавшие в глубине сознания, сформировались и моментально получили ответы. Но, видимо вариант с первичным просмотром фильмов и последующим ознакомлением с первоисточником был самым оптимальным вариантом. Пойдем по-порядку.

Д.Роулинг несомненно талантливый писатель. На языке оригинала я читать не могу, но и русского варианта вполне достаточно, чтобы увлечься происходящим в книге. Несмотря но то, что в книге не так уж и много интересного. При условии, что мы перестанем думать о волшебниках, как о чём-то необычном. Стандартный подросток пытается жить в окружающем мире. Ничего выдающегося в нём нет, а потому постоянно приходится приспосабливаться.

Гарри Поттер волею судеб, некоторым образом случайно, оказался в эпицентре событий волшебного мира. На нем сошлась магия многих великих волшебников. А он? Да ничего. Ленив, в меру бестолков и снабжен массой комплексов. Живёт исключительно прошлым, мечтает увидеть родителей, потом мечтает о крёстном отце, короче постоянно о чем-то мечтает. Мешает ему в этом почти вся жизнь: школа, учителя, ученики и злые силы. Лучший друг — редкостный балбес. Умеет еще меньше, чем Поттер, ещё больше ленив. Вся его помощь — как можно меньше мешаться. В состоянии испортить любое дело. Во всех частях повествования о Гарри Поттере помощь от него была только пару раз. Вот Гермиона молодец. И в учебе всё просто замечательно, есть цель в жизни и с логикой дружит. Практически все теории и предположении - её. Единственное, чего ей не хватает, так это оказаться в том месте в то время. И вот эта троица вершит судьбу волшебного мира.

Сюжет для Голливуда довольно классический. Обычный человек в определённых обстоятельствах в состоянии творить чудеса, а уж если он волшебник! Приложив недюжиные писательские способности можно вполне раскрутить тему. Но тут автор перестаралась. В попытках как-то спроецировать непонятный волшебный мир на нашу жизнь автор иногда противоречит себе на каждом листе. Волшебники лечат всё, но не могут поправить зрение Гарри. Нужно для сюжета: в очках он более хрупок и понятен для сочувствия. Методы передачи информации — явно на публику. Про методы расследования применения волшебства вообще говорить не хочу. Короче говоря, временами волшебники могут всё, временами ничего. Логики нет. Большинство поступков имеют мотивировку на уровне первого класса. Здравый смысл никак не может получить прописку в головах.

Но и это не самое страшное. Самое непонятное в книге для меня — истерика. Истерят все. Постоянно. Герои постоянно ковыряются в своих фобиях и маниях. Делятся этим и сочувствуют. Если в первых книгах истерики и самобичевания появляются от случая к случаю, то в последней книге они уже стали основой сюжета. Именно поэтому кино с каждой серией становится всё более непонятным. Большая часть информации передаётся через бред, что затруднительно передать в кино. Производители кино стараются, как могут, но получается не очень. Лучше сначала знать книгу, чтобы понятнее было.

Мне кажется, что почтенный автор придумал всё это для создания эффекта объёма, для книги. Гарри Поттер шел на ура, нужно было плодить страницы. Фантазия на новых событиях и персонажах давала сбой, а вот психологическая составляющая давалась хорошо. Может быть, сама г-жа Роулинг уже сильно нервничала и писала всё с себя. Как бы там не было, мне приходилось делать пропуски в постоянных истериках на страницах книг, чтобы самому не заразится этим состоянием. К тому же пропустить пару абзацев всякой ерунды испортить процесс чтения невозможно.

Вот и получился симбиоз дара излагать и отсутствия дара фантазии. Разуму вопреки. И вопреки очевидности. Всё как-то не так. Не может быть волшебников, не может быть таких поступков. Кстати, в книге мало описаний природы, персонажей. Это сильно упрощает чтение. А вот если бы ко всей истерии прибавились бы ещё и бесконечные описания пейзажей, я до конца последней книги вряд ли добрался бы.

Фильмы нужно посмотреть, книги читать, для развлечения.

Д.Мусатов