Всё сказанное мной здесь относится к трём первым частям приключений Индианы Джонса. Просто третья часть мною более всего любима.
Этот фильм — образец того, как нужно снимать приключенческое кино. Все два часа просмотра посмотреть на часы не возникает никого желания. Всё внимание приковано к экрану. Начиная с первой минуты происходящее на экране не отпускает до самого финала.
Можно было бы начать перечисление достоинств фильма со сценария. А можно с чего-то ещё. По большей части сценарий содержит в себе набор банальных вещей, присущих подобным фильмам. Украшением приключений угрюмого археолога Джонса являются немногочисленные шутки. В «Последнем крестовом походе» это Форд в качестве стюарта дирижабля. Шутка появилась ниоткуда, стремительно и очень кстати. Все остальные компоненты тоже на своём месте. Любовь, озарения, разочарование — всё это в наличии. Использование устоявшихся стереотипов не всегда раздражает. Раздражает бездумное их использование. Недостаточно сделать так же, как когда-то в каком-то удачном фильме. Нужно каждой банальности найти своё место и тогда она превратится в оригинальный ход. Зрителю не надоест никогда ни обида от измены, ни попытка компенсировать потерянное имущество, но всему своё место и время. Вот вам наглядный пример, как из общедоступных шаблонов создаётся оригинальное изделие.
Но замечательно смотрится этот фильм не из-за оригинального сценария. Фильм постоянно держит в напряжении из-за ритма повествования. На экране постоянно что-то происходит. Все два часа. Сейчас очень модно в начале и конце фильма сделать грандиозные сцены по 15 минут, а между ними раскрывать внутренний мир героев, создавать настроение или другими словами как-то забивать время всяким мусором. Индиана Джонс не любит сидеть зевая и созерцать, он — человек действия. Все объяснения и комментарии происходят не в паузах, а прямо во время событий. Это очень редкое явление. Обычно режиссёры используют такие моменты, чтобы усадить героев за стол или уложить в кровать, сэкономив при этом трюках и взрывам. Индиана даже свои скупые эмоции вынужден проявлять на ходу, и это в лучшем случае. В худшем это может быть во время драки.
Отдельное внимание спецэффектам. Они есть, без них подобное кино не снять, но потрясающе мало. Взрывы, всякие волшебные превращения на экране появляются гораздо реже, чем Форд, исполняющий очередной трюк. Форд вообще молодец, иногда за него становится страшно. Он вроде не каскадёр и невозможно не волноваться, когда он скачет, прыгает или пытается посадить самолёт. По всей видимости мне именно за это и нравится фильм, спецэффекты не заменили живых актёров и необходимость скакать по обшивке танка. Никакого синего фона и датчиков движения на теле, здесь и сейчас, желательно с первого дубля. Реальность фильма создаётся реальностью на съёмках.
Этот и другие фильмы про самого неугомонного археолога нужно посмотреть всем, кто считает себя любителем кино. Это — классика жанра и просто хорошее кино.
В главных ролях: Харрисон Форд, Шон Коннери, Денхолм Эллиот, Элисон Дуди, Джон Рис-Дэвис, Джулиан Гловер, Ривер Феникс