Общечеловеческие ценности включают в себя в том числе и приоритет интересов личности перед интересами общества. На первый взгляд это вполне разумно, прежде всего нужно добиться удовлетворения всех запросов конкретного человека, а уж тот, в свою очередь, возблагодарит общество. Всё это строится на базисе постулата о индивидуалистичной сущности человека. Только муравьи рождены для того, чтобы жертвовать собой ради общественных целей, человек должен получать жертвы от общества.
Что даёт приоритет личности над обществом? Принято считать, что раскрепощённая личность склонна к творчеству. Отсутствие обязательств и необходимых действий должно привести к появлению свободного времени и, как следствие, к возможности созидать что-то новое, что непременно будет востребовано обществом. На мой взгляд этого не произошло.
Свобода творчества приобрела весьма странные формы. Лично для меня инсталляция из коровьих лепёшек и пустых бутылок из-под пива не тянет на свободу творчества, по мне это просто дурь. Свобода в науке тоже частенько выливается в странные формы. Например, поиск взаимосвязи активности сомов с землетрясениями для меня выглядит как минимум странно.
Впрочем, вполне может статься, что именно я неправ и коровьи лепёшки в музее гораздо уместнее Рембрандта, а поиск сомов, вызывающих землетрясение, нужнее поиска лекарства от рака. Это всё вопросы, основанные на субъективной оценке. Но при желании можно найти и что-то, основанное на объективных вещах.
Я знаю как минимум два случая, когда при крушении корабля (или парома) капитан с командой первыми убегали на берег. Один случай — в Италии, другой — в Корее. И наверняка это не всё. Почему так происходит? На мой взгляд, капитаны эти свято верят в приоритет своей личности над интересами общества. И с точки зрения общечеловеческих ценностей тут никаких возражений быть не может. Всё логично. Этот капитан прежде всего человек и всё такое.
Но может ли быть человек человеком при исполнении служебных обязанностей? Кто такой капитан корабля — человек или капитан? С точки зрения общечеловеческих ценностей человек всегда прежде всего человек, а поэтому, садясь на корабль или в самолёт, пассажир должен понимать, что спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Я вообще удивлён, что ни один из этих капитанов не подал иск в суд по правам человека. Вполне очевидно, что их сажают за исполнение ими общечеловеческих гуманитарных норм.
Однако, при вынесении приговора этим капитанам ни слова не говорят про гуманитарные нормы, им вменяют только нарушение должностных обязанностей. Для суда все эти люди только капитаны, обсуждать права личности суды не готовы.
Что же получается. При всём желании судебной системе не удаётся работать, опираясь на общечеловеческие ценности. Суд работает по уголовному праву, по должностным обязанностям. Получается, что личностные ценности хороши только на словах, в реальности жить по ним не получается. Капитаны попробовали, но их никто не понял. Впрочем, для выкладывания коровьего навоза в музеях этого вполне достаточно.
Вывод. Общечеловеческие ценности — слова. И только. В реальности человеку по ним жить невозможно, при возникновении любой критической ситуации порядок и выживание большинства зависит от выполнения обязанностей перед обществом. Все это моментально понимают, когда корабль начинает тонуть. Получается двойственное отношение к вопросу: человек или капитан. Пока это лично не касается каждого пассажира, капитан — человек, когда касается лично каждого, капитан — только капитан. Как бы это донести до капитана. А ещё то, что свободный творческий поиск и работа — разные вещи.
Вопрос. Зачем же тогда дурить голову людям.