В настоящее время не возникает вопросов, что такое семья и брак. Любой человек скажет, что это союз двух любящих сердец, созданный для совместного получения радости от жизни и для воспитания детей. Браки создаются исключительно по любви и обоюдному желанию сторон. Короче говоря, это филиал рая на земле и так было и будет всегда. Насчёт будет ничего сказать не могу, а вот про то, что это было всегда у меня есть большие сомнения.
Попробуем представить себе первые семьи где-нибудь в пещере центральной Азии. Основная часть времени в той эпохе уходила у человека на выживание. Обдумывать благоприятные семейные альянсы не было времени. Люди просто сходились друг с другом для совместного выживания. Любовь или красота не имели значения, гораздо больше значили способность валить быков, рожать детей и садить огород. Лучшая жена — это здоровая жена, лучший муж — хороший добытчик. Кому мог понадобиться красавчик, который не в состоянии прокормить даже одного себя. Самый лучший муж — вождь, это значит, что все другие мужики не могут с ним тягаться по всем критериям. Вождь всегда силён, туповат и не ведает сомнений. Он одним ударом может свалить быка и это гораздо важнее способности пересчитать пальцы на руке, соседские волки боятся только большого кулака, но никак не математических способностей.
Много веков ничего не менялось, но со временем люди переселились из пещер в дома и даже научились париться в бане, всё остальное изменилось не сильно. Волков стало меньше, но прибавилось всякого лихого люда и совершенно не изменился принцип жизни — никто тебе не поможет, кроме тебя самого. Практически вся работа была связана с физическими нагрузками. Мамонтов валить уже не нужно, но валить деревья всё равно приходится, дома строятся вручную и на поле не слишком много автоматики, только лошади. Мужчина и женщина ведут совместную борьбу за существование.
Но это только общий взгляд. Он не отражает происходящее расслоение общества по имущественному признаку. К примеру, рабов вообще никто не спрашивал о желании жениться. Их семейная жизнь или безбрачие целиком зависели от воли хозяев. Какие уж тут общечеловеческие ценности. Средний класс, или другими словами свободные и нищие, тоже не блистали свободой выбора. Вполне может быть, что именно они придумали приданое. Это покупаемое согласие мучиться остаток жизни с женщиной, которую замучились содержать её родители. Женщины одновременно были нужны, как кухонные комбайны, и постоянно мешали жить спокойно, так как нуждались в защите. Миром правила грубая физическая сила и женщины были аутсайдерами. Но это в мире простых людей. В мире аристократии женщинам было предоставлено прав несколько больше. Они уже спокойно могли влиять на окружающую жизнь. Аристократы полагались не только на грубую силу, но и на умственные способности, а это значит, что у женщин появились шансы на равенство.
У аристократии тоже с любовью не совсем хорошо было. На первом месте была власть. Браки среди королевских особ неизменно преследовали политические цели. На брак по любви могли претендовать только совершенно никчёмные отпрыски, но кому они могут полюбиться?
Но откуда в королевских дворцах могла появиться любовь? Сама завелась! Она всегда появляется там, где у человека появляется свободное время и борьба за жизнь не является первейшей необходимостью. Любовь с возможностью выбора у простого человека появилась совсем недавно. 19 век принёс промышленный подъём, повышение производительности труда и, как следствие, свободное время.
Любовь всегда идёт рядом с душевными терзаниями и наличием незанятого ничем времени. По другому говоря, когда человеку нечем заняться, он всегда обращается к душевным порывам. Сейчас для этого все условия, два выходных, отпуск и даже больничный лист. Но вот в чём загвоздка: семья-то уже нужна далеко не всем. Как может существовать семья, если состоит она из «Родителя №1» и «Родителя №2»? Это просто ферма какая-то по производству потомства. Роли отца и матери просто сводятся к производству необходимой рабочей силы. Кому и зачем это нужно?
Так долго человечество шло к самоорганизации по принципам любви и взаимной необходимости, но в самом конце пути кто-то пытается уверить всех, что это ни к чему. Главное — плодоносить биологических существ без пола и любви для хозяйственной деятельности. Что за напасть…
И хотя все вокруг, кто-то лицемерно, кто-то искренне, продолжают утверждать, что семья — это уголок любви и добра, на деле происходит превращение семьи в производственный кооператив на паях.
Д.Мусатов