Симбиоз (На Верхней Масловке, реж. Константин Худяков)

Это очень добротно сделанное кино. Всё в нём в полном порядке, хороший сценарий, замечательные актёры, настроение в фильме тоже есть. Единственное, чего не хватает фильму, так это изюминки. Как-то всё просто хорошо и всё. Причём я не возьмусь советовать, чего бы нужно было добавить в фильм, чтобы тот стал более привлекательным. Очень тяжело заглянуть даже в свои собственные мысли и уж тем более невозможно понять мысли человека, который придумывал это кино.

Странно у нас в стране складывается прокатная судьба фильмов. Всякие «Левиафаны» постоянно лезут в глаза, а приличный фильм может так и не появиться на горизонте. Оказывается, этот фильм снят был в 2004 году, а я о нём узнал только спустя 10 лет. В фильме события происходят в ещё в советское время, но подобная ситуация может быть в любое время.

Живут рядом два человека, молодой человек и старая бабушка. Она — бывшая скульпторша, которая ничего в жизни не знает кроме своей гениальности и прошлых заслуг, он — несложившийся литератор, помешанный на мелочах. Они постоянно в ссоре, но при этом очень трепетно относятся друг к другу. Причём ссорятся строго вслух и громко, а жалеют друг друга исключительно молча, про себя. У неё уже всё в прошлом, всё хорошее в прошлом, впереди — только пустота. У него нет никакого прошлого, сплошные неудачные попытки, впереди — надежда на призрачную удачу. Бабушка совершенно погружена в мир иллюзий, она даже не знает своего адреса и величину пенсии, молодой человек знает ассортимент всех аптек и цены на всё, что может быть в холодильнике. Она всем всё прощает, но и добра не помнит, он — не злопамятный, просто он желчен и память у него хорошая. Как же они уживаются на одной жилплощади?

Это извечная загадка человечества - скрытые мотивы. Было бы достаточно просто всё объяснить, если бы он стремился закрепиться на её жилплощади, была бы ясность. Но всё упирается в мысли и чувства и нам остаётся только догадываться и строить предположения.

У бабушки очень много воспоминаний, она переполнена своими и чужими тайнами. Множество звёздных знакомых и самостоятельные заслуги остались позади, но ими вполне можно гордиться. Только вот в чём проблема: гордиться можно только вслух, когда на тебя смотрят и восхищаются, по крайней мере не перебивают. Гордиться молча и про себя совершенно не интересно, а потому непременно нужен слушатель. Именно слушатель, а не собеседник, только они на дороге не валяются. Вполне может быть, что она его терпела только для того, чтобы не разговаривать с самой собой. Оказались эти два паука в одной банке и в силу обстоятельств никак не могут бросить друг друга, ей нужно с кем-то говорить, ему нужно где-то жить.

А может быть ими обоими движет чувство раскаянья. Она всех бросила, даже собственную дочь, она наплевала на все родственные связи. В молодости на это можно не обращать внимания, но к старости чувство одиночества может стать доминирующим и убить все остальные чувства. Возвращаться к однажды брошенным родственникам не позволяет чувство собственного достоинства, приходится уничтожать одиночество с помощью доступных средств, то есть людей. Он тоже успел с использованием юношеского максимализма и врождённой вспыльчивости нагородить буераков на поле человеческих отношений, а с посторонним человеком проще казаться самому себе благородным и непризнанным.

Вариантов множество и все они имеют право на жизнь. Ни он ни она никогда не расскажут всей правды о своих взаимоотношениях, а значит, мы всей правды не узнаем. Да и вообще никакой правды, скорее всего, не узнаем. Может им просто хорошо быть друг с другом?

Ответа в фильме нет, по крайней мере я его не увидел, но совершенно очевидна в фильме замечательная игра актёров, особенно А.Фрейндлих. Актрисе в молодости и в средние годы легко выбирать фильмы. Сценариев масса, вариантов — море. Главных ролей для пожилых актрис написано мало, а хороших и того меньше. Актрисы стараются казаться моложе своих лет и играть барышень на выданье до пенсии. Тут же сошлись хорошая роль и актриса, которая может сыграть кого угодно. Ей в жизни не так много лет, как персонажу, но старуха получилась более, чем убедительно. Вся троица главных героев получилась на экране очень хорошо, жизненно. Фильм смотрится хорошо, даже без глубокого философского смысла, просто фильм про людей.

Жизнь любого человека полна недоговорённостей. Не всё и не всегда хочется говорить вслух, но иногда полезно посмотреть, как и о чём молчат другие. Посмотрите кино, может вам станет чуть спокойнее оттого, что у других тоже всё сложно.

В главных ролях: Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Алёна Бабенко

Д.Мусатов