Смертельная реставрация кино

212-----------------
Кино со временем стареет. Я не про манеры, костюмы или словарный состав, я про плёнку. Память может жить бесконечно, но даже она со временем начинает что-то менять в деталях. Плёнка же разрушается, уничтожая всё, что на ней запечатлено. При таком положении дел есть смысл время от времени снимать копии с плёнок или даже переводить всё в цифру. Цифра хороша уже тем, что при перезаписи не происходит потеря качества. Аналоговые технологии могут привести к постепенному снижению качества при многократной перезаписи.

Достаточно ли просто перенести изображение на новый носитель для сохранения культурного наследия? Достаточно ли просто сохранить то, что сделано мастерами за много лет до нас? Сейчас очень часто после просмотра старой картины можно увидеть в титрах упоминание о реставрации фильма. Старые фильмы даже могут приобрести цвет, вместо чёрно-белой палитры. Но нужно ли это фильму?

Всякий фильм создавался для какой-то цели. Развлекательная «Волга-Волга» служила для создания хорошего настроения. Что может случится плохого, если у героев появится загар и исчезнет шипение в озвучке? Наверное, ничего страшного не случится. Вполне допускаю, что фильм от этого только выиграет. Но вот «17 мгновений весны» - совсем другое дело. Он точно такой же, как и кадры военной кинохроники, которых очень много в фильме. Это создаёт определённое настроение, переносит нас в то самое время. Вы можете себе представить кадры военной хроники в цвете? Горящие танки и окопы? Лично для меня война всегда останется чёрно-белой. Попытки раскрасить Штирлица выглядят нелепо, даже идиотски.

Сразу после выхода цветного Штирлица, его показывали по всем каналам. Но потом, видимо, зрители отреагировали и в этом году я не встретил ни на одном канале раскрашенный вариант. Даже в он-лайн кинотеатрах присутствует преимущественно классический вариант. Остановит ли это желающих порисовать на классике кино? Скорее всего, нет. И напрасно. Мне кажется, что в данном случае нужно придерживаться принципа «Не навреди». Лучше всё оставить как есть. Убрать проблемы звука, сделать изображение менее размытым и на этом остановиться. Каждый фильм создавался в свою эпоху и имел определённую идею, определённый замысел. Лучше всего будет предоставить возможность зрителю самому оценить то, что получилось. Неумелая реставрация может просто убить всё настроение, которое пытались создать авторы много лет назад.