Соблазн неведомого (Небо над Берлином, реж. Вим Вендерс)

Этот фильм про ангела, который хотел стать человеком, для нас это несколько странно. Обычно всё наоборот, человек мечтает стать ангелом. Но кто сказал, что ангелы сильно отличаются от нас.

Очень любит человек не замечать, что есть у него хорошего. Я не про кошелёк с деньгами, который лежит в кармане, я про окружающие нас вещи, которые незаметно стали частью нашей жизни. Например, горячая вода в кране. Нет ничего удивительного в том, что из крана постоянно течёт горячая вода. Она воспринимается как что-то само собой разумеющееся до тех пор, пока летом не начинаются Великие Изыскания Под Асфальтом. И тут все понимают, что было хорошо, было до того. Хорошее воспринимается хорошим только после того, как это хорошее заканчивается. Когда наступает плохо, человек сразу может сравнить хорошее с плохим и оценить масштабы хорошего. Чем больше масштабы — тем больше и горче человек будет переживать потерю счастья. Так принято — сожалеть о потерянном.

Получая что-то хорошее, человек ведёт себя иначе. Допустим, кто-то прожил всю жизнь в далёком посёлке, где горячая вода бывала только в чайнике и в бане. Разумеется, это сейчас редкое явление, но неожиданно полученная возможность пользоваться горячей водой совершенно точно произведёт сильное впечатление. Но ненадолго. Человек в состоянии весь остаток жизни жалеть о потерянном, в не зависимости от срока давности, но при этом практически все получаемые бонусы от жизни считает совершенно обычным делом и впечатление от счастья стирается мгновенно. И это я ещё не рассуждал о канализации.

Человеку не хватает счастья, никогда. Ему постоянно нужна новая доза счастья, причём каждая последующая всегда должна быть больше предыдущей. Человек постоянно завидует. Он испытывает зависть всем и всему, что ему недоступно. За горами всегда сахар слаще и вода мокрее. За морем житьё лучше уже потому, что человек всем доступным насытился. Ему нужно что-то новое. Очень часто граждане России могут объяснить, где находится общественный туалет вблизи пирамид совершенно не представляя себе, какие есть музеи в родном городе.

Французы едут за допингом на Великую стену, китайцы — в центральную Австралию, а австралийским аборигенам для полного счастья нужно увидеть Сахару. Человек постоянно пытается получить новые впечатления, как помешанный на еде постоянно хватает то пирожки, то котлеты даже не задумываясь о том, что он не в состоянии всё это прожевать. Только хватать и мечтать о том, чтобы попробовать когда-то потом. Но это потом не наступит, он или сгниёт, этот пирожок, или про него все забудут и судьба пирожка останется тайной. Может кто-то другой его съест?

Посмотрите кино и попробуйте понять, есть вокруг вас что-то, что достойно внимания здесь и сейчас. Без поездок на край света, без откладывания на потом, без сожаления о том, что это не совсем то, что нужно. Зачем нам нужно быть вечными небожителями, если сами они едут к нам, без сожаления, просто оставив всё, что было важным или казалось важным.

Это хорошее кино-настроение. Не нужно искать в нём сюжет или глубокий сценарий, в этом фильме есть настроение и этого вполне довольно. Единственным недостатком этого фильма можно признать только длительность, можно было сделать метраж поменьше. Это кино нужно смотреть в философском состоянии, не торопясь и не волнуясь о мелочах.

В главных ролях: Бруно Ганц, Питер Фальк

Д.Мусатов