Старик и море, ожившее полотно (мультфильм)

С детства я привык к советским мультфильмам, потом вот посмотрел всякие американские и японские творения и казалось мне, что уже не узнаю я что-то новое на этом фронте. Ан нет! Мультфильм Александра Петрова заставил задуматься о перспективах мультфильма как рода искусства.

Посмотреть этот чудесный мультфильм меня заставило название. Меня всегда привлекают экранизации понравившихся книг. И самое главное, что меня интересовало до начала просмотра — как можно книгу, в которой и так уже выкидывать нечего, уместить в мультфильм, крайне ограниченный по хронометражу. Были, конечно, и еще вопросы, несколько помельче, но все они отпали уже после первых пяти минут просмотра.

Очередное отступление. Я не люблю импрессионистов. Не нравятся мне они. Не то чтобы они меня раздражали, а просто равнодушен я к ним. Картинка какая-то размытая, нечеткая. Трудно сосредоточится на том, что должно быть лицом или персиком, но почему-то не стало им. Все под покровом какой-то ряби. Какой-то пленки полусна и оцепенения. Так вот, весь мультфильм выполнен именно в этой манере. Только все это еще и движется!

Более подходящей и неожиданной (если не видеть собственными глазами) манеры для оживления картинок из книги придумать просто невозможно. Импрессионистская рябь как нельзя более кстати подошла для изображения размытых мыслей Старика на фоне странного Моря. А еще и Рыба, которую Старик видел в основном через воду. После просмотра приходит мысль, что перед столом Хэмингуэя висели работы именно импрессионистов, в то время, пока он писал свою книгу.

Естественно, ни о каком сходстве с книгой не может быть и речи. Но мультфильм можно смело смотреть как до, так и после прочтения книги. Если книга еще не прочтена, как яркий образец нестандартного мышления, а если после прочтения — как прекрасные иллюстрации. Весь мультфильм — это игра цветов и отражений в воде. В отличие от книги в мультфильме главное действующее лицо — Море. Море постоянно меняется, переливается всеми цветами, доступными для восприятия, играя тем самым лидирующую партию.

Мультфильм, как чистое искусство. Его нужно просто смотреть. Слова не важны вовсе. Все настроение создается исключительно за счет своеобразного способа формирования картинки. Все это можно сравнить с эффектом оживания картин: бывает так иногда, смотришь, смотришь на картину, и вдруг кажется, что персонажи на ней ожили и зашевелились.

Больше даже и добавить нечего. Иногда хочется описать нечто, что еще никто и никогда не видел, но возникает затруднение: не с чем сравнить, нет ничего такого, на что это могло бы быть похоже. Так и с этим мультфильмом, нужно просто смотреть.

После просмотра меня интересовал только один вопрос: для кого предназначалось это творение? Но мне кажется, что уж явно не для детишек...

Д. Мусатов