Периодически в руки попадают произведения японских подданных. Это могут быть книги, фильмы, картины. Я их делю на 2 категории: первая живет исключительно в своем мире, как в коконе, и не обращает внимания на весь окружающий мир, вторая краем глаза замечает, что же происходит вокруг. Первая категория очень редко привлекает мое внимание. Наверное, из-за того, что переваривание продукта, предназначенного для сугубо внутреннего потребления, отнимает очень много времени и сил. Чтобы понять, что имел в виду автор в каждом конкретном случае, нужно хотя бы в общем виде представлять себе структуру общества, его основные правила жизни и моральные ценности. Я — не японовед. Мне все это сложно.
Но вот авторы, которые стараются избегать мудреных национальных заморочек, мне нравятся. Вроде и пишут о обычных вещах, но с неким восточным колоритом, с японским прононсом. Есть все-таки в каждой культуре свой, особенный, взгляд на общечеловеческие вещи: любовь, измена, чувство долга. Ознакомиться с ними в национальном окружении весьма интересно. Тут, конечно, есть много шансов заразиться экзотикой и воспылать пламенными чувствами к необычным поступкам героев, тем самым отринув собственные национальные наработки в данной области жизни человека, но и игнорировать собственные методы исследования человека на национальном уровне тоже не к чему.
Последним произведением японского автора, которое я прочитал — Женщина в песках. Автор Кабо Абэ. Первый раз в жизни я встретил его произведение. Вот сколь лет уже читаю, но каждый год попадаются несколько фамилий, которые для меня либо вообще ничего не говорят, либо только фамилию и знаю. С самого начала отнесся к книге насторожено, а вдруг будет глубокое погружение в японскую специфику? И вначале совершенно непонятно, о чем же будет говорить автор. Причем, чем все закончится, ясно уже в начале книги. Все, чем может привлечь автор читателя, так это течением сюжета и описанием характеров героев. О них и поговорим.
По большому счету, это книга про одного человека. В сюжете постоянно крутятся двое и окружающий их песок, но важен все-таки один. Все сводится к банальному, как сама жизнь, вопросу: в чем смысл жизни, и как это понять. По сюжету героя фильма, замкнутого и погруженного в себя, берут в рабство. Потихоньку. Выполнять работу, которая никому не нужна, кроме его рабовладельцев. Деревню засыпают песком дюны, но никто, кроме жителей, спасать деревню не торопится. Сначала герою пренепременно нужно наружу, на свободу. Он принципиально не замечает своей коллеги по заточению. Впрочем, его соседка, местная жительница, ничуть не тяготиться своим положением. Все определено: чем она займется завтра, послезавтра, всегда. Вот только скучно одной. А с напарником уже совсем и хорошо.
Герою было чего терять. Он постоянно вспоминал о своей коллекции бабочек, странных взаимоотношениях с коллегами по работе и о своей квартире. Вначале. Чуть позже им двигала просто идея - «Я должен уйти». Попытка, неудачная, уйти разозлила еще больше. Но не только яростью к тому моменту был заполнен его рассудок. Все чаще он вспоминал про женщину, все чаще задумывался о песке. Песок занимал все его пребывание в трудовом лагере. Он был в еде, в воде, в ушах, на зубах... Песок проникал всюду, не имея ни рук, ни ног. Он перемещался, он разрушал дома, он мог лишить жизни и человека. И вроде как не по своей воле, а по воле ветра, погоды. Женщина тоже была как песок. Раз уж здесь оказалась, будет делать то же, что и все, как песчинка в песчаном потоке.
Герой всегда считал себя как минимум индивидуальностью, заточенную в рамки бессмысленного времяпрепровождения. Но имея дело с песком, он все больше проникался его сущностью, его природой. О чем же было думать еще, находясь в песчаном плене. Но вот появилась возможность уйти, а герой остался.
Довольно часто, для того, чтобы понять бессмысленность всего происходящего рядом, нужно попробовать что-то иное, для сравнения. Самовольно человек способен на такое довольно редко, практически никогда. Но занявшись по воле судьбы совершенно другим образом жизни, человек может потерять желание возвратиться. Самый распространенный пример - это люди, уезжающие на северные заработки на пару лет и остающиеся там навсегда. Не все, но остаются.
Как часто с самого детства, напичканные кем-то придуманными истинами, мы не задумываемся о их сути. Просто принятые на веру аксиомы затмевают здравый смысл и логику. Или даже отключают их вовсе. Не задумывался наш герой о том, хорошо он живет или нет. Работал, при первой возможности сбегал ото всех, вроде как бабочек ловить, но готовила ему жизнь сюрприз. Неожиданно оказалось, что жизнь среднестатистического клерка при очень близком рассмотрении не сильно отличается от жизни копателя песка. А может даже и лучше. Никто не смотрит тебе в спину странноватым взглядом, решая, приглашать ли тебя на юбилей старшего сына. Даже наоборот, ты здесь единица хоть и не индивидуальная, но глубоко необходимая, и даже почитаемая, по крайней мере единственной находящейся рядом женщиной.
Вот так герой научился у песка быть песчинкой, незаметной из космоса, но значимой в песчаной дюне. И всего-то, чего он получил — немного жизненного спокойствия. А впрочем, иногда этого более, чем достаточно. Жизненный выбор иногда может сделать за тебя кто-то совершенно посторонний, но лучше бы, конечно, жизненный выбор научиться делать правильно каждому из нас.
Д. Мусатов