Точка опоры (Тот самый Мюнхгаузен; реж. М. Захаров)

Марк Захаров снимал не кино, он снимал на природе спектакли. Однако, использование дополнительных возможностей в виде крупных планов и наложение хитрых музыкальных дорожек давало отличный эффект. Каждое творение Захарова привлекает внимание.

«Тот самый Мюнхгаузен» на первый взгляд исключительно развлекательное кино про чудака, который не в ладу с окружающим миром. Очень весело смотреть, как он включил в календарь новый дополнительный день, забавно представлять себе охоту на уток через каминную трубу. Мы расстраиваемся, когда тот уходит от дел и начинает выращивать цветы вдали от людей, мы радуемся, когда Мюнхгаузен возвращается в большой мир со всеми своими развлечениями. Должен же хоть кто-то совершать по утрам подвиги.

Всё так, только давайте представим себе ненадолго, что этот самый Мюнхгаузен живёт не в кино, а в реальной жизни, рядом с нами. Обычное дело, сходить в театр. Выбран вечер, спектакль, куплены билеты. Вы уже почти зашли в фойе, однако, прозвучало три выстрела и голос директора театра оповестил всех, что уже 10 часов, а это значит, что театр закрыт. А сам директор отправляется к любимой супруге отмечать пятилетие прошлогодней свадьбы. Красота?

Можно каждый день выходить замуж и, конечно же, каждый день одевать свадебное платье. Только кому это будет нужно? Некоторые вещи тем и хорошо, что очень редки. Если каждый день кормить всех желающих фуа-гра, то уже через несколько недель в элитных ресторанах начнут подавать картофельное пюре с котлетами, которые станут непопулярными у широких масс. Всё относительно в нашем мире.

Всё в нашем мире имеет некую точку отсчёта. Человеку важно знать, где налево, а где направо, где верх и где низ. Мюнхгаузен и его последователи делают так, что точка отсчета ставится произвольно. Из-за этого совершенно меняется всё вокруг. С таким человеком очень трудно встретиться, потому, что совершенно непонятно, сколько часов он настрелял на своём пистолете. С таким человеком трудно совместно делать любую работу, он в любой момент может передумать и сделать что-то удивительно ему понравившееся, но совершенно не нужное мне.

Марта хотела, чтобы у них хоть совсем немного было «как у людей». Она не ханжа и не капризна. Она не могла жить одна. Когда весь остальной мир имеет свои точки отсчета, а ей со своим любимым приходится жить в своём мире, временами становится грустно и одиноко. Одного человека рядом для жизни недостаточно.

Я не буду говорить, что Мюнхгаузены нам не нужны вовсе. Однако, мне они больше нравятся в кино и научно-популярных фильмах. Мне не очень удобно разговаривать с человеком, который живёт на потолке и разговаривает затылком. Гораздо удобнее, когда все находятся на земле и разговаривают лицом к лицу. Я, как и большинство жителей Земли, большую часть времени провожу во взаимодействии с окружающим миром. Мне нужно знать сколько времени, мне нужно знать, что обещания выполняются, мне нужно знать, что на дорогах есть правила дорожного движения. Если каждый начнёт строить свой мир на своих собственных точках опоры — мир долго не протянет. Каждый со своим календарём, каждый со своим временем, каждый со своим сводом правил и законов — не напоминает сценарий фильма о последствиях апокалипсиса?

Так что лично я предпочитаю знакомиться с Мюнхгаузенами в кино и по телевидению. Хочется получать только приятные сюрпризы. Хочется знать, что завтра наступит завтра. А Мюнхгаузены мне будут с экрана телевизора рассказывать о том, что в нашей жизни изменить к лучшему.

Фильм о том, что в нашей жизни всегда есть место подвигу. Просто в пылу жизни это часто кажется безумием. Почаще нужно спокойно садиться и оглядываться вокруг.

В главных ролях: Олег Янковский, Игорь Кваша, Инна Чурикова, Александр Абдулов, Елена Коренева, Юрий Катин-Ярцев, Леонид Броневой

Д.Мусатов