Передача национального колорита особенно хорошо даётся при работе на экспорт. Иностранцы с удовольствием потребляют стереотипы и общие места. А наличие колорита (например, появление медведя в самый разгар действа), которого нет в стране просмотра, многократно усилит впечатление. Когда делаешь то же самое для внутреннего потребления, уже сложнее. В каждом городе, в каждой деревне могут быть свои обороты речи и свой взгляд на жизнь, но при этом ни медведи, ни птичье молоко сюжет усилить не смогут. Помогает некое усреднение.
Усреднение — это попытка отобразить некое внутреннее свойство, присущее практически всем жителям страны. Вот, к примеру, председатель колхоза. Он был практически в любой деревне. Все они разные, но почти всегда их свойство боятся начальства одинаково меняется, прямо пропорционально расстоянию от районного центра. Или ещё самогон. Чем дальше от центра культуры района, тем больше его гонят, ну и, естественно, пьют.
В фильме про Чонкина удивительно гармонично подобраны все среднестатистические герои и пороки Советского Союза. В первую очередь это заслуга автора одноимённой книги В.Войновича. Википедия называет книгу «роман-анекдот». Совершенно согласен. Именно в анекдотах собирательный образ жителя страны наиболее силён.
Просмотр фильма ничем не отличается от рассказа любого сельского жителя о событиях совершенно недалёкого прошлого в совершенно далёком месте. Неспешное повествование о реальных людях и событиях. Нет ничего фантастичного, нет ничего небывалого, но пройдя через множество рассказчиков история приобретает множество оттенков и нюансов.
О чём же рассказывают народные повествователи? Всегда о двух вещах: о удали одних и глупости других. С глупостью, жадностью и прочими негативными качествами людей в любом месте проблем не возникает. Слаб человек, а потому производные этой слабости всегда дают многочисленные и быстрорастущие побеги. Вот с удалью периодически возникает сложность. Умного, храброго, честного героя не всегда удаётся найти в каждой деревне. А хочется, не получается сказание без героя.
Приходится искать выход из положения. Впрочем, поиск этот давным давно стал чисто риторическим. Несмотря на имитацию поиска, результат всегда один и тот же: местного героя с успехом заменяет местный дурачок. Это только соседи знают, что он дурачок. А после пятого пересказа истории уже в соседнем районе останутся только необходимые для героя качества: готовность к самопожертвованию, широкая душа и тяга к справедливости.
Вот примерно о такой трансформации наш фильм. С местным героем и местными пороками. Очень хорошо передана тяга людей к справедливости, но чужими руками. Практически каждый эпизод фильма уже с кем-то где-то происходил. Удивительно удачное обобщение жизни в СССР. При всём при этом обошлось без мрака и безысходности.
Отдельно нужно сказать про подбор актёров. Практически на 100% удачно.
Фильм не может быть источником знаний о стране (как и любой анекдот), но приоткрыть некоторые мотивы в жизни советского человека вполне в состоянии.
В главных ролях: Геннадий Назаров, Зоя Буряк, Владимир Ильин, Алексей Жарков.
Д. Мусатов