В Болдино осенью (2017 год; часть 3 — Ода экскурсоводу)

Начало экскурсии по барскому дому стартует в небольшом предбаннике-прихожей. Ожидание в таких предбанниках всегда наводит меня на размышления, как же входили и выходили коренные жители барских домов во времена своего там проживания? Почему бы не сделать нормальные парадные, как в городских домах? Впрочем, кто знает, какие мысли были у людей 200 лет назад.

С первой комнаты натыкаешься на общий мотив усадьбы, как можно больше аутентичности, но на всё сил не хватило. На окне мирно соседствует фурнитура эпохи соцреализма и изделия 19 века. Забавно.

Экскурсия продолжается недолго и без экскурсовода делать в этом доме нечего. В отличии от Тархан в Болдино нет ощущения дома. Набор мебели представляется довольно случайным и представить, что так могло быть при постоянных жителях невозможно. Тарханы встречают обжитым уютом и бытовыми мелочами, здесь же набор красных уголков, рассказывающих о каком-то отдельном эпизоде. Без экскурсовода здесь просто пустота. Только с ним под его слова можно как-то погрузиться в атмосферу пушкинского дома. Кстати, экскурсия продлиться ещё и на улице. Будет дано объяснение смысла нахождения практически всех строений на территории усадьбы. Не могу говорить про всех работников Болдино, но наш экскурсовод мне очень понравился.

Некоторые элементы интерьера выглядят весьма интересно. Например, люстра. Сейчас она электрофицирована, но представьте её со свечами. Не совсем обычная люстра.

Во времена Пушкина усадьба была мала, а он занимал всего три комнаты. Мебели вроде как было мало и совершенно непонятно, как он обходился без кровати. Аскетично. Паркета не было, пол был просто из деревянных досок. Может так оно и лучше? Ничего не отвлекает от работы. Даже письменного стола не было.

Несмотря на отсутствие размаха в обстановке, мебель всё-таки была сделана не местным плотником.

Рядом с английскими часами 19 века находятся изделия современных дизайнеров.

Я не знаю, как выглядели печки 19 века, но вот дверки на них явно развитого индустриального мира.

Все экспонаты отделены от посетителя верёвочками. Честно говоря, давно они мне не попадались на глаза.

Очень много рукописного материала.

Много разных портретов Пушкина. Вот этот мне совершенно был не знаком.

Бюст Пушкина.

В послепушкинских пристройках рассказывают о его родственниках.

Противоречивое впечатление производит дом. Нет в нём настроения и совершенно непонятно для меня, что подвигло Пушкина произвести такой объём работы. Неужели от скуки и отсутствия занятий?

Продолжение следует.

Болдино, ноябрь 2017