Для того, чтобы узнать что-то новое, необязательно мчаться за тридевять земель. Житель любого города знает о своей малой Родине хорошо, если 1/100 его истории. Правда, есть всяческие школьные праздники и события, во время которых принято возить школьников по ближайшим окрестностям и рассказывать о них.
Давно я собирался посетить самое старое строение на территории Пензенской области, дожившее до нашего времени практически без изменений. Это церковь на территории музея А.Н.Радищева в селе Радищево. 120 километров от Пензы в сторону Самары по трассе М5 и сворачиваем в сторону, противоположную Кузнецку. Поля, дома — обычный пейзаж. Проехать мимо музея довольно трудно. Всех подъезжающих приветствует полосатый столб. Несмотря на его довольно современный вид, невольно приходят на ум старые сказки, где умельцы одним топором могут состроить все, что угодно. Этот столб тоже явно рубили одним только топором, но умельцы не такие искусные, как в сказке.
Сразу опишу свое впечатление о всем музее, которое накапливалось в течении его посещения. Сон. Как будто все вокруг уснуло. Не умерло, не превратилось в затхлое болото, а именно уснуло. Все находится под присмотром и надзором, нет ничего заброшенного. А теперь по-порядку.
По периметру площадь музея со стороны главного входа ограждает приличный кованный забор. Ничего особо выдающегося, но фонарь над калиткой мне понравился. Сам музей — это 3 здания, памятник и сцена. Сразу на входе гостей встречает информационный стенд. Дизайнер этого стенда явно был очарован романтикой путешествий на тройках: бубенцы, фонари, полосатые верстовые столбы. На стенде подробно нарисован план музея, но в нем нет ни какой необходимости. Заблудиться невозможно в принципе. Памятник Радищеву находится на максимальном удалении от входа. Его окружают цветы. От входа его загораживают сначала барский дом, а чуть дальше — церковь. Церковь — единственное строение музея, которое видело Радищева. Выглядит очень даже прилично. Неся на себе отметины времени в виде раскрошившейся побелки и неровностей штукатурки, оно наверняка выглядит также, как и 250 лет назад. Непривычно видеть купола черного цвета. У меня как-то уже сложился стереотип, что купола обычно синие, зеленые или разноцветные. Самое главное отличие от более известных сооружений подобного рода — размер. Она очень невелика. Судя по тому, что она почти 3 века пережила без каких либо потерь для себя, она простоит еще лет 500.
Барский дом был восстановлен в 80-х годах 20 века, но стилистика его внешнего оформления практически идентична соседней церкви, и решетки на окнах и украшения стен. Третье здание — деревянное, бывшая школа.
Пройдемся по барскому дому. Второй этаж представляет из себя одну большую комнату. Интересно, если это повторяет интерьер старого здания, то как же обустраивали свой быт его жители? Сейчас это конференц-зал, с портретом Радищева и картинками на стенах. Из окон отлично видно колокольню. Ранее жители барского дома переходили в церковь по надземному переходу, сейчас об этом напоминает только дверной проем над землей на колокольне. С первого этажа на второй ведет деревянная лестница. На первом этаже воспроизведен уголок деревенской жизни с деревянными лавками и сундуками. Окошки уже не такие большие, как наверху. В помещении школы экспозиция, выставлены предметы быта помещиков. Кроме мебели и картин присутствует прялка.
Самое сильное впечатление в музее производит церковь. Вот уже 300 лет она стоит. 300 лет, которые практически не изменили ее облик. Те же фрески, купола. Нет никого, кто стоил ее, нет никого, кто ее проектировал. Все эти годы в церкви крестили и отпевали, и наверняка не осталось ни одного дерева - ровесника церкви. Все эти годы она была центром жизни. Сейчас это памятник культуры. Но в любом качестве она является символом непрерывности жизни, чтобы не происходило вокруг. Символом того, что само по себе, просто так ничего не разваливается и не строится. Это символ надежности и спокойствия.
Спокойствие распространяется повсюду. Никаких новых необдуманных действий. Вот, например, лавочка. Конструкция ее неизменна на протяжении веков. Выкрашенная зеленой краской, она ждет своих посидельцев. Наверное, на этом месте, сменяя друг друга, стояли подобные лавочки веками. Как династия. А вот воротам повезло меньше. Несмотря на довольно плачевное состояние, их никто пока не меняет. Сколько же им лет? Мне кажется, что эти предметы настолько органично вжились в антураж, что на них тоже можно вешать таблички «Ворота времен Павла 1. Выполнены в стиле русского классицизма....».
Сцена притаилась в деревьях. В отменном состоянии. Только у лавочек не хватает сидений. Одни пеньки. Она тоже спит, в ожидании смены декораций и очередного концерта.
Радищево, лето 2010 года.
Д.Мусатов