Восприятие классики в современности

258---------------------
Нередко можно услышать исполнение классической музыки в современном исполнении. Это может быть добавление современной техники в звучание. Это может быть полная смена инструментов и ритма. Вместо скрипки – саксофон, вместо органа – электрогитара. Как к этому относится?

Вполне вероятно, что именно из-за появления на рок-концерте кусочка Вивальди или Баха в исполнении безумного гитариста кто-то заглянет в каталог классической музыки. Молодёжь всегда была склонна к музыке современной. Если дома Чайковского не включают, то у некоторых подростков вообще нет шансов послушать хоть что-то из классического наследия. Это дело обычное и винить их в том было бы странно. Молодость требует бунта, её не устраивает стариковское прожигание жизни. Классическая музыка – как раз пример всего стариковского. Вполне вероятно, что кто-то и сам к старости послушает и Вагнера, однако большинство до конца жизни будет слушать именно то, что слушали в юности. Для подтверждения данного факта достаточно просто посмотреть на состав зрителей концертов из серии «Дискотека ХХХ-х».

Исходя из этой логики любое внедрение классики в умы молодёжи является положительным. По крайней мере, это их хоть как-то побудит обратить своё внимание на незнакомый и огромный пласт музыкальной культуры. Может даже кто-то сходит на балет или оперу. Скорее всего, для большинства на этом кратком эпизоде знакомстве с классикой и закончится, но даже если одна десятая часть приобщится, то усилия того стоили. Пусть они так же слушают свой панк или реп, но изредка будут включать Моцарта. Это совсем неплохо.

Большая часть не приобщится и причина может быть весьма банальной. При обращении к классике, исполненной не на рок-концерте, неожиданно может оказаться, что звук там совсем другой. Нет и рёва, нет такого инструментального напора. Одним словом, драйв может оказаться совсем не тот. Самоотверженные роковые гитаристы или скрипачи могут и ритма прибавить и звук сделать намного жёстче. То же самое в исполнении классического струнного квартета подросток может не оценить.

Так же с трудом современную интерпретацию смогут воспринять любители классики. Для них современное прочтение любимого композитора может показаться сплошным издевательством, и только. Вполне допускаю, что в современном звучании музыка из прошлого может что-то потерять. Каждая музыка писалась под определённый звук, под определённые инструменты, под своё собственное и общественное настроение. Современное прочтение может всё это убить. С другой стороны, это может дать второе дыхание многолетним образцам музыки. В концу концов, музыка пишется, чтобы её слушали и ещё большой вопрос, что выбрал бы автор – затеряться на пыльных полках архивов или быть покарёженным волосатым гитаристом.

В любом случае классика уже подгоняется под современность и запретить это нельзя. Да и нужно ли? У данного явления есть и положительные стороны и отрицательные. Это что-то пока ещё призрачное и неуверенное на границе между популярной и классической музыкой. Не исключаю, что это может превратиться в свой собственный жанр, такой же полноценный, как и оба его прародителя. Пока же стоит подумать о его пользе и со вздохом констатировать, что Моцарт на рок-концерте это всё-таки не классическая музыка в полном понимании. Подождём, что из этого получится.