Всерьёз, но ненадолго (Русалки; реж. Р. Бенджамин)

С некоторых пор институт семьи стабильно теряет свои позиции. Устойчиво и неизбежно. Потому, что получил толчок к развитию институт свободной личности. А разве в семье возможно получить полную свободу? Там в основном обязанности. Даже странно, откуда в семье столько обязанностей при таком минимальном количестве прав? Тем не менее, как-то так получается.

Кто на таком фоне сможет выбрать семейную жизнь, убивающую свободу личности? Вот про это и кино. В центре повествования семья в три человека: мама и две дочки. У каждой из дочерей есть свои желания и устремления, которые могут быть реализованы только при условии длительного нахождения на одном месте, которые в принципе не могут быть реализованы, потому что их мама не в состоянии пробыть на одном месте даже пару лет. Мама, как ей кажется, ищет счастья всем членам семьи. Это заключается в одном простом правиле: как только появляется возможность где-то остаться, нужно срочно ехать дальше.

Это может быть приятный мужчина, который в состоянии сделать предложение руки и сердца. Кому это нужно, получить новые обязанности! Проще быть легче ветра, делать, что хочется, ехать, куда занесёт. Разве можно желать что-то большее самым любимым и лучшим, своим дочерям? При этом никто их мнения не спрашивал. Взрослые, обычно, лучше детей знают, что им нужно для счастья.

Проблема выбора пути движения человеком очень остро стоит последние несколько десятилетий. Ещё сто лет назад всё было просто, если не сказать больше. Судьба каждого человека была определена заранее. Если твой отец пекарь, то и ты будешь пекарем, отец был егерем — и ты егерь. А если ты женщина, значит нужно рожать детей и варить обед. Однако, появился гуманизм. Вроде если разобраться, это хорошо, сказать человеку, что он вполне может изменить свою судьбу. Что он лишён обязанностей перед обществом и все должны только ему. Только кто эти «все»? Это такие же свободные личности, а общество - вещь весьма абстрактная. Короче, каждый сам за себя.

Кому после этого хочется делать хоть что-то не для себя? Гораздо проще жить одному, не испытывать мучений переживания за кого-то и только получать удовольствия. Никто не сможет испортить настроения, никто не пристанет с глупостями. Никакой ответственности. Красота! В самом деле? Вроде как да, только...

Не с кем поделиться радостью, некому поплакаться в жилетку, не с кем просто поговорить. Конечно, все готовы рассказывать, все готовы к тому, чтобы их слушали, только вот кому рассказывать? Все хотят удовольствия, а не страдания. Кому захочется слушать всякую фигню? Вначале это вроде терпимо, но с годами хочется, чтобы и воды кто-то подал.

Кино о том, как человек пытается найти равновесие между «хочу» и «должен». Кино о том, как человек начинает понимать, что прав без обязанностей не может быть в принципе. Кино о том, для того, чтобы изменить жизнь нужно просто этого захотеть.

Три человека разного возраста вносят свой вклад в понимание текущего момента. Каждый по-своему понимает удовольствие и обязанность. Каждый по своему видит, что его соед думает о обязанностях. Каждый хочет своего счастья. Можно ли найти компромисс?

Фильм как-то странно делает выводы. Вроде и нужно нести обязательства, но зачем? Он скорее говорит о том, что загоняться на мелочах ни к чему. Будь проще, ищи своего счастья. Одновременно в фильме как-то странно обречённо говорят о том, что счастья не может быть, потому что счастье и жертвы не совместимы. А учитывая, что жить в семье без жертв, пусть и совсем маленьких, невозможно, вроде и семья ни к чему. Тем не менее, впечатление от фильма может быть весьма разнообразным. И вполне может подтолкнуть к тихой семейной жизни.

Фильм не тянет на библейскую притчу, но для показа «как не нужно делать» пойдёт.

В главных ролях: Шер, Боб Хоскинс, Вайнона Райдер, Майкл Шоффлинг.

Д. Мусатов