За двумя зайцами (Письма с Иводзимы, Флаги наших отцов, реж. Клинт Иствуд)

Бывают события, про которые снимается множество фильмов. Это вполне нормально, если есть хорошая тема — её нужно эксплуатировать. Про одни и те же события снимают фильмы разные режиссёры из разных стран и в разное время. Вторая мировая война является вполне типичным случаем, в ней участвовало множество стран и народов, у каждого своё видение произошедшего. Война в разных странах выглядит по-своему, соответственно, кино в разных странах про одни и те же события выглядят совершенно непохоже. И это нормально.

Однако, любой порядок вещей поздно или рано меняется. Клинт Иствуд снял два фильма про одну сражение между японской и американской армиями. Один фильм про американцев, второй — про японцев. Другими словами каждый из фильмов показывал, что видели из своего окопа солдаты обеих армий. Необычно, правда?

Сказать, что оба фильма сняты с одинаковой объективностью не могу. Например, в японском взгляде на войну самыми лучшими оказались японцы, которые когда-то побывали в США. Коренные жители островов вырисовывались несколько иначе. Странные, зацикленные на мелочах и не умеющие оценить обстановку. Естественно, в американском взгляде всё наоборот. Нашлись и придурки, расстреливающие пленных японцев, но в общей массе американцы — идеал доброты и порядочности. Я уж не говорю про стратегическое мышление и умение владеть ситуацией.

Но главное заключено не в этом. Главное — никто не хочет воевать и умирать, но при этом все воюют и умирают. Парадокс. Война никому не нужна, но при этом никто не в состоянии её остановить. Кто же начинает войны? Я не знаю. Но расхлёбывать любую войну приходится простому человеку.

Впервые эти фильмы я посмотрел в разное время и начинал с американской версии. Она мне не понравилась и вскоре стёрлась из памяти. Только через несколько лет я посмотрел японский вариант с удовольствием. По окончании фильма у меня зашевелились какие-то воспоминания и минут через несколько с помощью интернета я узнал о судьбе фильмов про Иводзиму. Пришлось ещё раз пересмотреть американский вариант. После японского варианта впечатление было несколько лучше, но всё равно, восторгов не было.

Американская версия напоминала лубочную выставку. Фильм про японскую армия был более человечным и душевным. По всей видимости, на автора действовали стереотипы родной страны, а про Японию он сочинял просто по состоянию души. А может ему просто нравится сакура.

Очень необычно смотреть в разных фильмах одни и те же места и события, только с разных сторон. Необычное впечатление.

В главных ролях: Кен Ватанабе, Кадзунари Ниномия, Рё Касэ, Цуёси Ихара, Райан Филипп, Джесси Брэдфорд, Адам Бич, Джон Бенжамин Хикки, Джон Слэттери