Чем современный человек отличается от древнего мы не знаем. Всё, что сейчас считается фактами из жизни древнего человека, построено исключительно на догадках и сохранившимся остаткам ритуалов. При всём при этом можно совершенно ясно представить себе, что на нас древний человек никак не мог быть похож.
Начнём с главного: в древнее время не было супермаркетов. Это существенное отличие современного человека от всех предков. Сейчас каждый второй посетитель супермаркета помрёт от разрыва сердца, если увидит собственными глазами откуда и как берутся телячьи отбивные. У индейцев майя и их соседей не было супермаркетов, а потому мясо и прочие предметы для супового набора приходилось добывать собственными руками. Вряд ли у кого-то возникало желание вступить в Гринпис. Пожалеть поросёнка или гуся означало только одно — собственную смерть. От голода.
Немного о фильме: наше племя (это те, за кого мы должны переживать) подверглось атаке вражеского племени (это те, кого мы должны нелюбить) и погибло. Один оставшийся в живых мстит за всех сразу. И вражеское племя, соответственно, должно помереть. Вот как-то так. Пойдём по-порядку.
Все эти фильмы в основном сделаны с целью пропаганды ненасилия и гуманного проживания со всеми вокруг. Но как это может быть рядом с умерщвлением целой кучи людей, причём всё это происходит при всеобщем одобрении? Какая тогда между нашими и ненашими разница, если и те и другие жаждут только крови противника? Потом совершенно непонятно с какого перепуга наше племя нахваталось столько от Гринписа... У них уже тогда были супермаркеты и они, как хиппи, любили весь мир? Вроде нет. Они выживали всеми возможными методами и гуманность по отношению к кому-то, переходящая в самопожертвование, совершенно не в духе древнего человека. В самом начале фильма наше племя не растерзало проходящее мимо другое племя только из-за численного меньшинства. Просто страшно умереть самому и они перешли к переговорам. Кстати говоря, они не пожертвовали изгоям части своей добычи, измученным и раненым. Они просто не стали их убивать. Вот это гуманность!
Майя не страдали излишней осторожность только из-за приобретённой привычки править, всеми. Их много и всем им хочется жить хорошо. При наличии отсутствия хэджевых фондов это весьма непросто. Это возможно только за счёт кого-то в прямом смысле слова. Всё это происходило с разными народами в разное время: и жители Вавилона, и греки, и римляне начинами с весьма гуманных целей, но результат всегда один — духовное разложение. В отличие от сегодняшнего мира, с его судами по правам человека, наши предки решали все свои вопросы с помощью силы. Тот прав, у кого больше прав. И больше кулаки. Если бы гениальный вождь родился не у майя, а в другом племени, например в нашем, всё могло бы развиваться совершенно иначе.
Но произошло так, как произошло, и что же из этого вышло? Жестокость и дикость майя развалили империю? Начнём с начала. Вся история жизни человечества говорит о том, что империи строились только на крови. И Египетские фараоны, и Чингис Хан, и римляне, все они добивались могущества и новых территорий только за счёт военной мощи. Какие тогда претензии к майя, они совершенно в тренде. Никто и никогда за здорово живёшь задаром пахать на дядю не станет. Первое время все усилия имперского народа направлены только на подчинение себе окружающего мира. Эти рабы только и мечтают, что слинять с работы, а то и убить кого-то из имперского племени. Но годы идут и внуки рабов узнают о свободе только из сказок. У них уже нет ужасного стремления на волю, они не знаю, что это такое. Само имперское племя тоже не то, что раньше. При отсутствии сопротивления любая армия расслабляется и чахнет. Мечи без работы ржавеют. Надсмотрщики тоже начинают думать, что рабы им даны от бога и навсегда.
И тут у империи есть два пути: продолжать делать вид, что весь мир всегда разделён на рабов и господ, или же попытаться делегировать рабам маленькие части своих полномочий. Очень маленькие, но рабам это будет казаться манной небесной. Потому, что рабы ещё не знают, что их господа просто уже не в состоянии себя защищать. В любом случае империя уже идёт к своему развалу, быстрее или медленнее, в зависимости от выбранного пути.
У майя не было возможности завоёвывать что-то далеко от себя, а потому период перехода от завоевания к удержанию пришёл довольно быстро. Дети завоевателей искренне поверили в свою исключительность и незыблемость существующего порядка вещей, империя начала умирать. В этот момент мы её и видим.
Очень жестокая, а потому умирающая? Не уверен. Скорее умирающая и пытающаяся оставаться жестокой. Надсмотрщиков почти не видно, но люди работают. При желании сотни рабов сметут несколько надсмотрщиков как прошлогоднюю листву, но никому это не приходит в голову. Есть ещё человеческие жертвы и применение пленных в учебном процессе воинов.
Насчёт тренировки воинов вообще не вижу проблем, а на ком учиться? Нормальных войн уже нет, всех разгромили, остались только жалкие деревни. Не на себе же тренироваться. Учитывая, что совсем недавно жизнь простого человека ценилась крайне низко и в Европе, и в Америке, это не кажется странным. Лет 80 назад на родине М.Гибсона негров и за людей не считали, а тут 500 лет назад. С жертвами тоже всё просто, а кого ещё жертвовать? Проблем полно, зерна не хватает, пора отдавать самое необходимое в хозяйстве — рабов. Тут уж курицей никак не отделаться, нужна настоящая жертва. Но тут вопрос: а нужно ли жертвовать рабов? Они покорно создают прибавочный продукт. А вот отловив кого-то в лесу можно решить сразу две задачи: воины потренируются и жертвы для алтаря будут. Рабов из них делать хлопотно, они ещё не забыли свободу.
Так чего переживать из-за жестокости майя? Ещё лет через 500 может и наш мир будет казаться безумно диким и необузданным. Может тогда наступит истинная политкорректность (хотя куда уже чудить дальше?) и все наши «достижения» будут вызывать только глухую ненависть. А с автором и его утверждением о неизбежности гибели империи майя совершенно согласен, потому, что любая империя умирает, но только не из-за наличия жестокости, а из-за её отсутствия.
Такие фильмы появляются время от времени, чтобы пощекотать нервы обывателю. Только вот почему обыватель постоянно ведётся на всякую ерунду о том, что и 1000 лет назад жили такие же обыватели, с походами по магазинам и пивом перед телевизором. Как глупеет обыватель, если думает, что он со своими жалкими проблемами на работе и есть стержень жизни на земле уже не одну тысячу лет. Не смотря на всё это, фильм снят очень хорошо, удовольствие можно получить просто от просмотра, отключив восприятие морали. И ещё если Вас не смущают трансляции человеческих жертвоприношений.
Фильм даёт возможность понять, что всё в этом мире не вечно.
В главных ролях: Далия Хернандез, Майра Сербуло, Герадо, Тарасена, Рауль Тружильо, Руди Янблад.
Д. Мусатов