Заповедное место (Пролетая над гнездом кукушки, реж. М. Форман)

Трудно ответить кратко о чём этот фильм. Снято хорошо, эмоционально. Прекрасный актёрский состав, замечательный сценарий, смотреть интересно, но о чём это кино? Нет короткого варианта, можно только вкратце пересказать фильм.

В сумасшедший дом попадает человек. Может закосил под больного, чтобы не проводить остаток жизни в тюрьме, может наблюдающие за ним врачи по совокупности всех его заслуг нашли ему подходящее место в жизни. Так или иначе он оказался в психушке. По сравнению с тюрьмой было вполне вольготно и комфортно. Однако новый житель с самого начала своего пребывания в лечебнице решил не жить по сложившимся правилам, а попытаться внедрить свои постулаты. Поддержки он не получил. Персонал просто не в состоянии противостоять самому себе, а больные ничего не хотели. Большая часть даже пришли сюда сами, наверное, для того, чтобы укрыться от бешеного мира. Недовольному одиночке пришлось идти на открытый бунт, вроде как для защиты прав всех. Но никому, кроме него самого, это было не нужно.

Использование сумасшедшего или целой психолечебницы в качестве героя фильма не является чем-то оригинальным. Причём у каждого из таких фильмов всегда есть шанс номинироваться на какую-нибудь премию. Критики с удовольствием рассусоливают о подобных фильмах. Просто рецепт успеха какой-то, не иначе. Причём практически все подобные фильмы прямиком отправляются в когорту «интеллектуального кино». Парадокс, фильмы про сумасшедших — элита интеллектуального кино.

Для меня все фильмы делятся на интересные и неинтересные. Я не стану скрывать зевание, чтобы показаться удивительно образованным и продвинутым досидев до конца какого-нибудь скучнейшего арт-хауса. Я вообще не люблю скучное кино и интеллектуальность его здесь не играет никакой роли.

Присутствие ненормального человека в кино меня всегда настораживает. Уже много лет медицина и искусство пытаются разобраться в явлении сумасшествия. Врачам это интересно исключительно с практической точки зрения, им нужно лечить все болезни и психические расстройства в том числе. Они просто обязаны приводить всех людей к норме, а нормой у нас считается то, как ведут себя или чувствуют большинство людей. Художественного склада ума люди тоже постоянно наблюдают за ненормальными. В отличии от врачей, художники ищут в них совсем другое. Они ищут признаки гениальности. Для них любое отклонение от нормы может привести к гениальности. В этом есть логика, гении чаще всего не похожи на нормального человека. Некие отклонения в психологии приводят к талантам и очень хочется понять, можно ли увидеть гения в человеке, если тот сам в себе гениальности пока не видит.

В любом случае люди с психическими отклонениями не похожи на нас, больны они или гениальны. У них своя внутренняя жизнь. Они чаще всего не рвутся в мир, окружающий их. Так зачем же нам лезть к ним в душу? Зачем нам постоянно то ли сравнивать себя с ними, то ли противопоставлять? Что мы ждём от них?

Мне кажется, что это чистой воды спекуляция. В ряде случаев пытаются показать в их лице болезни общества, капиталистические и социалистические язвы. Они как бы предстают в виде живых образов виртуальных проблем. Во всей остальной жизни всё это скрывается и маскируется, а в психушке это всё на виду. Исходит всё это из постулата, что сумасшедшие, как люди не обременённые грузом нравственной ответственности, должны говорить не то, что должно, а то, что они видят на самом деле. Ещё есть вариант использования их в качестве глашатаев. Мы их не понимаем, они не похожи на нас, может быть они нас даже пугают. Как не представить их пророками, теми кто видит нечто, недоступное нашему пониманию.

В принципе, всё это имеет право на жизнь. Пока не доказано обратное, любая версия имеет право оставаться как потенциально возможная. Но с таким же успехом можно утверждать, что этого нет и не может быть, пока не будет доказано однозначно. В такой неоднозначной ситуации лучше оставить в покое все эти теории, пусть разбираются профессионалы. Обывателю не стоит забивать голову всякими возможными вариантами потенциальных возможностей сумасшедших. У кого-то это может боязнь ненормальных людей, кто-то начнёт за ними охоту, в надежде получить в своё распоряжение их супервозможности. В любом случае использование людей, не таких, как все, нам не даёт ничего, кроме некоторой доли экзотики.

Если откинуть в сторону попытки высосать из пальца истину, то фильм неплох. Авторы не перегнули палку в живописании нескольких дней из дней из жизни психушки. Авторы сумели сделать почти интересный фильм.

В главных ролях: Джек Николсон, Кристофер Ллойд, Луиза Флетчер, Брэд Дуриф, Уильям Редфилд

Д.Мусатов