Жестокое счастье (Гадкие лебеди – А. И Б. Стругацкие)

Вовремя уйти с пути поезда, это нормально или нужно попробовать посоревноваться с ним в стойкости? Каждый решает для себя сам, есть ли поезд и есть ли смысл уступать дорогу. Поезда бывают разные, некоторые незаметно до самого момента столкновения.

В одном городе... Вот так и начинается огромное количество историй. Редко когда событие происходит везде и сразу. Оно приходит чаще всего незаметно и ничто этого не предвещает. Да и событием что-то становится только после того, как все это что-то увидели и осознали.

Так вот, в одном городе начали происходить странные события. Погода изменилась. В городе постоянно идут дожди. Небо практически всегда без солнца. Это портит настроение. Но не только дождь портит настроение. Писателю, главному герою романа, постоянно кто-то или что-то портит настроение: президент, городской голова и даже собственная дочь. С детьми вообще в городе непонятно что творится.

Большая часть детей вполне обычны, но меньшая часть ведёт себя как минимум странно. Они не играют в песочнице, они много читают и рассуждают о смысле жизни и о человечестве. Они ходят в гости к мокрецам и чувствуют себя с ними вполне комфортно. Мокрецы живут в резервации и посторонних к себе не пускают. Кстати говоря, все эти странности и начались вместе с ними. Кроме странных детей практически никто в городе рядом с ними себя комфортно не чувствует, все только и мечтаю о том, чтобы выпроводить мокрецов подальше от города. Но случилось так, что все странные дети ушли к мокрецам. Строить новый мир, для всех, но без всех. Даже им самим не будет места в новом мире.

Никого не удивляет, что человечество стремится к счастью. И пещерный человек, и человек эпохи возрождения. Смею думать, что взгляды на счастье у них несколько разнились. Даже если существенно сократить временные промежутки до одного столетия, то и здесь единства в выборе идеала счастья найти трудновато. Порою движение к счастью оборачивается движением в ад. Практически все значимые изобретения человечества плодотворнее всего использовались в войне. Ну вот, например, Нобель. Хотел сделать горные работы легче и быстрее, а в результате больше всего шума динамит наделал именно на полях сражений.

Правда, если пойти дальше в истории с Нобелем, то всё не так запущено. Премия Мира его имени до сих пор вручается. И большинство жителей Земли знает Нобеля именно как создателя премии Мира. Как и кому она вручается лучше не рассказывать, чтобы снова не скатиться на военную тему, а значит можно сказать, что Нобель смог сделать что-то созидающее на века. Но то Нобель, а в жизни в основном участвуют люди попроще и мысли у них не столь глобальные.

Наш писатель живёт простой и незамысловатой жизнью. Имея статус бунтаря, он и сам не понял, как изловчился этого добиться. А потому дальнейшей эскалации ситуации вокруг себя не жаждет. Сам он не прочь приложиться к бутылке, пуститься в прочие грехи и герои его книг тоже не тянутся круглосуточно к великому и вечному. Минимум движения и максимум спокойствия.

Но вот случилось Событие и дети ушли строить новый мир. Как на это реагировать? Помочь им? Но они не нуждаются в этом. Скорее они дистанцируются от людей. Они и так могут всё. Они строят мир для будущих людей. Теперешние люди не нужны. Они мыслят не так, они поступают не так, как нужно в идеальном мире. Они не хотят уничтожать сегодняшний мир, но и сохранять не собираются. Они не видят в нём смысла. Всё, что не нравится в теперешнем мире должно остаться умирать вместе с его обитателями. Где-то на задворках новой жизни.

А что именно не нравится новому миру в старом? Трудно сказать, гораздо проще перечислить то, что нравится, всего несколько пунктов. Новый мир будет построен фактически с нуля. Но этот мир тоже вроде как создавался для счастья? И его строители тоже рушили старое здание счастья.

Поколение за поколением происходит перестройка счастья. Сносится всё, что мешает, строится вновь. Данная формула становится правилом. Дети не понимают родителей и просто обалдевают от дедов. Они строят мир для своих детей, которые в свою очередь отправят на помойку всё, кроме своих идеалов.

Глупо жить прошлым, жизнь может быть только в движении. Но неужели нужно периодически уничтожать прошлое совсем? Неужели в нём нет ничего, что достойно жить поколение за поколением? Новые дети строили совершенно прагматичный мир, в нём нет места эмоциям и страстям, только здравый смысл и точный расчёт. Любовь и страх, ненависть и печаль должны умереть. Что может из этого получиться? Общность человекоподобных роботов, продолжающих своё существование по строго заданной программе? Или не всё так страшно...

Новый мир начал строиться в Одном городе. Писатель остался посмотреть, что из этого получиться. Все остальные ушли. Туда, где нет дождя, туда, где живут не только умом, но и сердцем. Оно не всегда может дать правильный совет, но по крайней мере оно будет живым. Найдётся ли место в новом мире старому человеку? Может быть, он не сумеет вписаться в новый мир, а может мутирует и через несколько лет будет совсем другим.

Новые дети не понимали эмоции своих родителей, а как себя поведут их дети? Или это будут запрограммированные автоматы для воспроизводства и строительства идеалов? Не люблю я революции. Какими бы ни были новые идеалы, мне они не нужны, если для этого нужно сломать всё, что я считал своим миром. Готов пожертвовать частью, меньшей. Для меня человек прежде всего не идеально отлаженный автомат, а хранилище прекрасных чувств и желаний счастья. С ошибками, неудачами и удовлетворением от проделанного, счастьем от семейной жизни и надеждами на будущее.

Я не хочу быть автоматом для дозированной выдачи счастья.

Д. Мусатов