Не могу сказать, что Акунин мало эксплуатирует женский образ в своих произведениях, но преобладание мужественности заметно невооружённым взглядом. Фандорин со своим доблестным помощником Масой всегда в центре происходящих событий, женщины в основном создают колорит и дополнительные сложности. Однако, в сборнике «Планета Вода» все три произведения пропахли женской косметикой.
В общем и целом дух и стиль фандоринской серии сохранён, но всё время чтения складывалось впечатление, что что-то не так. Отчасти, видимо, это из-за того, что Масы почти нет в поле зрения, а отчасти оттого, что женщины играют в этих произведениях далеко не последнюю роль. И до этого были книги с женщиной во главе всего, например, про клуб самоубийц, но тут целое трио.
Почему же женское доминирование воспринимается несколько странновато? Может быть, отчасти это связано с стандартным восприятием того временного промежутка, в котором живёт и действует Фандорин. Это время отважных героев, но исключительно мужского пола. Женщина того времени ассоциируются с вышиванием и любовными воздыханиями у окна. Даже женские костюмы того времени как-то не располагают не только к приключениям, но и к активному образу жизни. С точки зрения статистики, небольшой процент активного участия женщин в фандоринских приключениях даже больше реального процента активных женщин в обществе того времени.
Вторая причина кроется в образе Фандорина. Мужчина, обладающий поразительными способностями на грани фантастики. Любая женщина с сопоставимыми способностями рядом с ним будем смотреться не как соратник или помощник, а исключительно как антипод Фандорина, если не как противник. Зачем это? Внутренняя конкуренция среди положительных героев совсем ни к чему. Впрочем, может быть я и ошибаюсь.
В любом случае, после скудного рациона переход на изобилие женского присутствия в романах о Фандорине мне кажется непонятным и удивительным. Что же произошло с автором, что заставило его так кардинально изменить наполнение своих романов? Не уверен, что он мне ответит на этот вопрос.