Жить по чести (Живые и мёртвые, реж. Александр Столпер)

В одном из известных фильмов звучит гениальная фраза - «Я считаю, что людям надо верить только в случае крайней необходимости» или как-то похоже. Гениально. Отсутствие доверия к людям лишает возможности разочароваться. Всё прогнозируемо и известно заранее, нет неожиданных неприятностей, да и ожидаемых неприятностей минимум. И это правильно?

Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. Военный корреспондент остался без документов и без партийного билета во время выхода из окружения. Можете представить себе, что ждало его дома, во время проверки. Однако, корреспондент не сдавался и вся жизнь его превратилась в сплошное доказательство своей правды. Это было на фронте, лучше это или хуже доказательства в тюрьме?

Вера человека во что-то всегда граничила с фантастикой. Вера подразумевает периодическое отрицание очевидного. Как быть, когда всё говорит о виновности человека или, по крайней мере, о сомнительности его невиновности, но весь предыдущий опыт общения говорит о том, что не мог он этого сделать. Это очень нелёгкий выбор, между глазами и воспоминаниями. Гораздо легче, когда твой выбор совпадает с выбором большинства, но это бывает не всегда. Кто в состоянии идти навстречу ветру?

Большинство предпочитает двигаться с минимальным затратами. Есть общественное мнение, есть сложившееся представление о том, как нужно действовать и когда. Коллектив всегда готов объяснить отдельным своим членам о том, как правильно поступить. Если ты идёшь в ногу с большинством, получаешь поддержку, помощь идущих рядом. А если твой курс отличается от направления движения большинства, путник сталкивается с множеством проблем. Представьте себе, что вам нужно быстро пройти через первомайскую колонну, двигаясь в самой её гуще в противоположном направлении. Вас постоянно кто-то будет толкать, пихать, кто-то наступит на ногу или даже оторвут пуговицу. И это не потому, что все они вас не любят или даже ненавидят, просто они вас не замечают, они идут в колонне и не представляют, что кто-то может вести себя иначе.

С общественным мнением всё не так просто, как с первомайской колонной, но эффект очень похожий. Представьте себе, что вам придётся объяснять свой поступок всем встречным и поперечным, знакомым и малознакомым людям. Если вы поступите в соответствии с общественным мнением вам придётся объясняться только со своей совестью, а если решение будет принято вопреки мнению всех окружающих, то вам придётся объясняться со всем миром. Вам что ближе?

Верить или нет знакомому человеку, который идёт из окружения с пустыми карманами? С одной стороны он прекрасно выступал на кружке вязания, но с другой стороны он же из вражеских тылов, да ещё и без документов! С формальной стороны есть все основания что-то подозревать что-то тёмное, чисто по-человечески можно просто поверить человеку. А самое главное, ни то, ни другое не будет выглядеть как явное предательство. Человеку можно сказать «я тебя не видел несколько недель и не знаю чем ты занимался» при этом «я не так хорошо тебя знал», а можно припомнить, что «вместе пуд соли съели».

Что выбрать, как поступить? Что в этой ситуации будет честным? Не правда ли, очень многое зависит от точки зрения? Вполне можно убедить себя, что честность перед самим собой напрямую связана с возможностью прямо смотреть окружающим людям в глаза.

Вполне можно поверить человеку на слово и потом всю жизнь вполне можно мучиться подозрительностью, а можно успокоить себя и заставить мучиться человека, который просит веры. Каждый выбирает свой вариант. Вам что ближе?

Фильм не столько про войну, сколько про людей на войне. Книги, давшей свой сюжет фильму, я не читал, но фильм получился довольно хаотичным, пытающимся стремительно перемещаться между человеческими судьбами и мотивами. Получается несколько поверхностно, но довольно интересно, за счёт большого количества материала для сравнения.

В главных ролях: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Михаил Ульянов, Олег Табаков

Д.Мусатов