Доступная эффектность (Багровый пик, реж. Гильермо дель Торо)

Несколько раз уже порывался сказать о спецэффектах в современных фильмах. Очень их стало много, чересчур. Мне нравится, когда на помощь создателям фильма приходят современные технологии, помогающие показать сложные вещи. Но мне не нравится, когда эти технологии являются единственными в фильме, мне не нравится, когда современными технологиями пытаются заменить всё остальное.

Возьмём для примера «Багровый пик». Что останется, если выкинуть из фильма привидений и финальную кровавую разборку? Немного истерик, немного идиотизма и полное отсутствие логики сюжета. Наверное, за многочисленными намёками зрители должны увидеть что-то особенное, сначала придумать и потом представить. Иными словами, зрители сами должны придумать сюжет, накал страстей и сложные характеры, и всё это вместо создателей фильма. А что же делали авторы фильма во время его создания?

Им было некогда придумывать сюжет, страсти и характеры, они придумывали спецэффекты. Они потратили время на дизайн красной глины и вырезы на лохмотьях привидений. Костюмы главных героев продуманы до мелочей, листья, падающие на пол гостиной, прорисованы самым подробным образом, одним словом проделана огромная работа. Декорации, грим добили немногочисленные свободные минуты. И всё это для того, чтобы зрители сами придумали себе фильм.

В данном конкретном случае фильм получился достаточно эффектным. На таком фоне ещё как-то можно что-то додумать, хотя и не хочется. Но рядом с этим фильмом живёт множество других, у которых вообще смотреть не на что. Множество фильмов, заполненных второсортными спецэффектами и никудышными актёрами. О чём думали их авторы?

Доступность эффектов сыграла злую шутку с киноиндустрией. Вместо доступности множества форм самовыражения мы получили эрзац настоящего кино. Когда изобрели книгопечатание, авторы думали наводнить мир прекрасной и нужной литературой, а мир заполнили глупые любовные романы.

Остаётся только надеяться, что довольно быстро зрителям надоест самим придумывать фильмы на фоне представленных декораций и фильмы эти снимать перестанут. Авторы фильмов поймут, что спецэффекты — это не цель, а только средство. Современные технологии вполне в состоянии расширить возможности кино, но они не в состоянии быть самим кино.

Сейчас совершенно просто попасть на фильм-декорацию. Даже известные режиссёры балуются с формами, совершенно забывая о содержании. Я понимаю, это болезнь роста, её нужно переждать, но хотя бы на афишах давали какой-нибудь тайный знак, что в данном фильме кроме декораций ничего нет. Очень обидно просидеть два часа и понять, что всё это практически впустую, просидеть только для того, чтобы представить себе бюджет, потраченный на спецэффекты вместо сценаристов.

Если вам хочется потратить два часа на придумывание фильма вместо съёмочной группы — вот вам подходящий объект. Сюжета нет, но по крайней мере декорации выполнены очень качественно.

В главных ролях: Миа Васиковска, Том Хиддлстон, Джессика Честейн