Душа на экспорт (Очи чёрные, реж. Никита Михалков)

Хорошее кино. У Михалкова в те времена получалось очень точно описывать национальные особенности нашего государства. Он настолько уверенно говорил о своей стране, что мог смело вплетать в российский колорит итальянскую экзотику. Наверняка многие оценят подобный смелый жест – итальянская экзотика на фоне загадочной русской души! Или не загадочной?

Сюжет прост, итальянский стареющий гражданин встречает русскую даму и влюбляется. Более того, он устремляется на её поиски в Россию 19 века и находит. Остаётся только понять, что вместе со своей потерянной и обретённой любовью находит итальянец в России.

Подобных сюжетов сыграно множество. Теряют любовь с дальнейшим отысканием на всевозможных расстояниях. Это может происходить в соседних кварталах, в соседних сёлах, в соседних областных центрах. Это может происходить даже в соседних государствах, но в данном случае искать любовь пришлось за тридевять земель. Герой устремился в страну, о которой никто ничего не знал, он сам не представлял, где эта страна находится даже на карте до знаменательной встречи. Но ничто не остановило безрассудного человека в погоне за счастьем.

Он долго добирался до страны, он долго получал подорожную и наконец прибыл в заветный и никому доселе не известный город. Зачем? Это лучше смотреть самому, лично. Трактовка полученного результата может быть весьма широкой. Смущает только совершенная уверенность, что наш герой-любовник увидит в России нечто невероятное.

У меня как-то незаметно к концу фильма сформировалось ощущение, что это – не совместный проект итальянцев и русских. Для пущего колорита в фильме всех русских играли русские, а итальянцев – итальянцы. Тут невозможно не упомянуть, что актёрский состав просто великолепен. Практически у всех наших звёзд роли получились эпизодическими, но никак не маленькими. Один только генерал в исполнении Олега Табакова чего стоит. Вся эта звёздная масса превратила череду эпизодов в праздник больших ролей.

И что же мы видим в результате? Да ничего особенного, я по итогам фильма вообще не готов разделить действие на рассказы про итальянцев и русских. Нет никакой любви между русской дамой и итальянским кавалером, есть только влюблённые люди. Безусловно, авторы фильма блестяще вытащили из загашников национального самосознания множество колоритных вещей. Очень забавно герой Смоктуновского стремился перемещаться только по ковровой дорожке, увлекая за собой иностранного гостя, но разве стремление к соблюдению заведённого порядка вещей не характеризует 99% населения земли?

Да и в чём может быть загадка русской души? В том, что подорожную нужно делать? Люди всей планеты в принципе своём одинаковы. Они хотят быть счастливыми, они стремятся к совершенству и справедливости. Есть некоторые отличия в аспектах счастья и справедливости, но в целом-то устремления совершенно идентичны. Тот факт, что влюбиться могут представители совершенно далёких в географическом смысле культур, только подтверждает мои рассуждения о схожести народов мира. Ну вот если бы люди были совершенно разными, что их могло бы притянуть друг к другу? Не одно же сексуальное влечение?

Действие происходило одновременно и в Италии и в России, причём российская действительность была показана с большей ироничностью, я бы даже сказал с явным лёгким фарсом. При этом итальянская действительность была более трагична и пафосна. Может на этом какие-то зрители построят вывод о наших принципиальных различиях и загадочности, но к чему тогда заплыв героя Мастроянни по грязевой ванне?

Мне кажется, что люди всего нашего мира удивительно схожи между собой. Они по-разному проявляют эмоции и чувства, но при этом эмоции и чувства совершенно одинаковы, вот в чём дело-то! Какая разницу, где влюбиться, на грязелечебнице или на покосе, какая разница, если за любимой итальянкой мчит наш гусар на лихом коне, а не спокойный итальянец в Россию на поезде? Главное, что и те и другие несмотря ни на что едут, едут в неизвестность за тридевять земель, совершенно не задумываясь о последствиях.

Это хорошее кино. Про человеческие чувства. Снято прекрасно. Полезно посмотреть в пятницу, после трудовой недели. После пяти дней разочарований в человеческой честности и доброте. Всё это есть и в достаточном количестве. Смотрите хорошее кино.

В главных ролях: Марчелло Мастроянни, Елена Сафонова, Всеволод Ларионов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Юрий Богатырев

Д.Мусатов