Эволюция по спирали (Отцы и дети, сериал, реж. А. Смирнова)

В школе я читал всё, что предписано школьной программой. Это я делал не потому, что боялся не выполнить указания учителя. Мне нравилось читать. Интернета не было, не было даже кино в необходимом количестве. Чем ещё заняться в плохую погоду? К тому же это сильно помогало повышать успеваемость.

Тургеневских «Отцов и детей» я одолел несколько раньше срока, предписанного Минобразования. Так получилось, что она была у нас в семейной библиотеке. Книга мне понравилась. Ещё через год в школе учитель литературы объяснил мне её глубинный смысл. Я не возражал.

С тех пор осталось воспоминание, сложенное из двух частей. Это книга хорошая и это книга о том, как молодость и свежий взгляд на вещи борется с замшелым прошлым. И не стал бы я смотреть мини-сериал, если бы моя супруга не читала в это время книгу «Отцы и дети» и не поговаривала «я всё успела забыть». Книгу читать мне было лень, я решил посмотреть кино. Как оказалось, я ничего не забыл, просто я помнил не то.

Книга совсем о другом, как оказалось. Кино снято не очень. Местами просто непонятно что. Однако, я надеюсь, что суть книги передана достаточно точно. По крайней мере авторы фильма ничего от себя в сценарий не добавили. Кино это (и книга) о том, что в мире ничего не меняется.

Начнём с того, что все старушки на лавочках год за годом повторяют одно и тоже «а вот в наше время...». Ну не может быть, что это каким-то чудесным образом законсервированные одни и те же бабушки веками сидят на лавочке и повторяют века назад заученные фразы. Откуда же берутся консервативные бабушки, уж не из прогрессивных ли подростков? Получается, что в мире происходит круговорот взглядов. Начинается всё с отрицания опыта и возраста, заканчивается отрицанием молодости и энергичности. Как же так получается?

Получается, что любой человек обречён на жизнь по шаблону. Шаблон заключается в отрицании всего, что не соответствует возрастному цензу. Молодость имеет только желание что-то делать. Больше она пока ничего не имеет. Хочется получить своё место в жизни или в совете директоров. Но все места уже разобраны. Никто их так просто не отдаст. Приходится завоёвывать. Самый простой способ состоит в обвинении всех в косности и нежелании пускать в жизнь всё новое. Безотказный вариант. В мире постоянно появляется что-то новенькое. Что-то сразу находит своё место в жизни, а что-то остаётся за бортом, на время или навсегда. Запросто можно найти что-то отброшенное на обочину жизни, объявить это панацеей от всех человеческих проблем. Всё, повод для бунта уже есть. Теперь нужно для солидности найти соратников. Одному как-то не солидно. В компании можно заявить, что всё прогрессивное общество борется с консерватизмом.

Начинается борьба старого и нового. В результате кто-то обязательно падёт жертвой борьбы за идеалы. Если выпадет из борьбы кто-то из молодых — объявят о никчёмности всего нового и незыблемости старых идеалов. Если вышибут из седла кого-то из стариков, то... Будет тоже самое. Потому, что занявший место старика молодой и амбициозный сразу изменит свой статус. Он что-то получит, ему будет что терять. Хорошо воевать и устраивать революции, когда за душой ничего нет. А вот если уже что-то есть, как нужно действовать? Можно продолжить революцию. Тут варианты. Можно получить ещё что-то материальное, а можно и пинка под зад. Закончив революционный порыв, варианты прекращаются. Нужно просто сидеть на своём и оберегать его от молодых да ранних. Тут, кстати, помогут и все остальные, тоже сидящие на своих мешках.

Так куда же девался молодой порыв? Остался в молодости. Закон природы прост и постоянен: всему своё время. Молодость всеми способами зарабатывает опыт и положение, мудрость отбивается и сохраняет стабильность в мире. «Отцы и дети» Тургенева отлично это подтверждают.

Нужно отметить, что авторы фильма показали всё это несколько иначе. Переход от молодости к реальной жизни представлен некоторым депрессивным периодом, в котором рушатся мечты молодости. Это тоже возможно, как вариант. Но стоит ли на этом зацикливаться?

Для сериала вполне прилично, хотя временами бывает скучновато. С. Юрский интересно смотрелся. Ему видимо дали установку играть старика, а ему уже это играть не нужно.

В главных ролях: Александр Устюгов, Александр Ратников, Андрей Смирнов, Анатолий Васильев, Сергей Юрский

Д.Мусатов