Гениальность простоты (Кин-дза-дза; реж. Г. Данелия)

Вполне может быть, что этот фильм о нашем будущем, ну и что в том плохого? Каждый раз, когда нас хотят испугать нашим будущим, прибегают к жанру антиутопии. Развитый в техническом отношении мир, напрочь лишённый духовной жизни. Ну так что же здесь плохого.

Большинство проблем человеку приносят душевные переживания. Человек каким-то странным образом вполне спокойно может пережить отсутствие в подсобном хозяйстве синхрофазотрона или хотя бы космического корабля, но всегда чудовищно переживает наличие у соседа иллюстрированного собрания сочинений Гомера или нового серванта (в зависимости от мировоззрения). Каким-то образом человек более чувствителен именно к духовным вещам. Можно ходить за 100 метров к колодцу, но непременно в модных калошках.

Как с этим быть? Никак. Человека изменить невозможно. Остаётся только смириться с фактом, что в культуре любого народа самым лучшим человеком является именно тот, который меньше всего в состоянии обеспечить свою жизнь всем необходимым, но при этом очень развит духовно. Я не против духовности, но если все станут писателями, то кто будет прочищать унитазы? А от унитаза современный человек зависит гораздо больше, нежели от лекций духовно развитых и их многочисленный письменных трудов.

Какая-то странная вещь получается, человек в основу всего ставит самовыживаемость, способность и возможность сохранить жизнь в любых обстоятельствах, но при этом мечтает от всего этого отрешиться и медленно умирать. Именно умирать. Любая попытка игнорировать окружающий мир может быть фатальной. Это может быть незамеченный автомобиль или ураган, это может быть топкое болото или одежда не по погоде. Практически про всех духовно развитых людей можно сказать, что те неважно ориентируются в жизненном пространстве современного им мира и фактически все их жизнеобеспечивающие мероприятия проводят за них близкие люди.

На планете Плюк каждый сам по себе. Цветовая дифференциация штанов и наличие многочисленных технических возможностей делают жизнь людей простой и понятной. Впрочем, называть их людьми или нет — дело личное. Скорее это половина того, что мы привыкли называть человеком. Половина техническая и напрочь лишённая раздумий и переживаний.

У них нет проблем. Есть текущие задачи по добыванию гравицап и каце и только. Хочется есть — можно есть, хочется спать — спи. Масса свободного времени и отсутствие неразрешимых задач. Может в этом и есть истинное счастье.

Хотя там тоже не всё так просто. Существует местная судебно-исправительная система, но с ней проблем почти нет. Просто вариант: попадёшься или нет. Пожизненный эцих с гвоздями воспринимается не как наказание, а как неудачную попытку слинять от эцилопа.

Исходя из простоты жизненных условий, язык тоже прост. Ку, кю, ы — и всё, если я чего-то не забыл. Стихов не напишешь, но не придётся голову ломать над тем, какое придумать поздравление к дню рождения, если там есть такое событие в жизни.

Герои фильма, попавшие на Плюк, мечтали только о том, чтобы убраться домой, на Землю. Их не устраивал имеющийся порядок вещей. Может они хотели носить штаны любого цвета по настроению, а может стихов не с кем было почитать, но я совершенно уверен, что огромное количество жителей Земли (если не большинство) прекрасно бы вписались в мир Плюка и не думали бы не о каком возвращении. Как бы их туда отправить?

Фильм представляет собой совершенно неклассическую антиутопию. Прекрасный актёрский состав, отличная музыка, прекрасный сценарий. Навевает мысли, но не мрачные.

В главных ролях: Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Станислав Любшин, Леван Габриадзе

Д.Мусатов