Хорошее кино (12 стульев, реж. Леонид Гайдай)

Довольно часто снимают фильмы по книгам. Книги принципиально отличаются по восприятию от кино. Каждый читатель, несмотря на старания автора, вполне самостоятельно представляет себе героев. Да и как может быть иначе! Фраза «геройский профиль лица» может рисовать в воображении различных читателей совершенно различные картинки. У каждого человека герой имеет свой вид. Можно ещё добавить, что в разных частях планеты взгляды на красоту отличаются. Чтобы снять кино по книге, нужно удовлетворить ожидания многочисленных поклонников книги.

Сделать это на 100% невозможно. Весь вопрос только в том, каков окажется процент неудовлетворённых зрителей. Если большинство решит, что всё похоже на их представление о книге, значит фильм удался. А если большинство скажет, что кино не имеет ничего общего с книгой? Это может быть потому, что авторам фильма не удалось воплотить в реальность написанное в книге. Это может означать, что авторы и не пытались сделать визуальную копию книги.

Далеко не всегда авторы фильма пытаются скопировать книгу. Их фантазия только стартовала с книги и отправилась в самостоятельное путешествие. Могут остаться герои или общая идея, но всё остальное может быть никак непохожим на книгу. Может ли в этом случае кино называться так же, как и книга? Если название фильма один в один повторяет название книги, зритель автоматически ждёт повторения книги. Это логично и понятно. Если нет желания повторять сюжет и копировать всех героев, вполне можно назвать кино очень похоже, но не повторять название книги. Тогда и не возникнет желания сравнивать первоисточник и результат работы режиссёра. Можно избежать многочисленных обвинений и непониманий. По всей видимости тут замешан маркетинг, взяв название можно привлечь большее количество зрителей.

Это всё касалось экстерьера, того, что находится на поверхности. Есть ещё и дух книги. Слабо уловимые нюансы повествования. Настроение. Далеко не всегда настроение книги можно перенести на экран. Это никого не останавливает и не волнует.

Фильм Гайдая получился весёлым. Герои сохранены, сюжет в общем и целом нормально сохранился, все атрибуты внешнего соответствия налицо. Но куда-то подевался дух книги. Бендер из книги не просто жулик и весёлый человек, он человек пафосный, он сам создаёт своё место в мире. Этот книжный герой как будто придумал себе роль и играет её. Деньги или сокровища для него не главное. Всего лишь один из многочисленных эпизодов длинной и красивой жизни. Он не может быть актёром в театре жизни, непременно автор сценария и режиссёр. В кино мы видим человека, который загорелся азартом поиска денег, который бросил всё и занят только одним делом. Даже его спутник Киса только времена завладевает его вниманием.

Наверное может показаться, что некоторые вещи просто нельзя перенести из книги на экран. Однако есть и другой фильм, который смог вполне однозначно лучше скопировать дух книги.

В данном случае получился просто хороший фильм, комедия. Смешной и забавный. И даже похожий на книгу. Только если зритель не читал книгу, у него сложится неправильное впечатление о содержании книги. Не о том, какие там буквы и события. Он не поймёт, какого героя придумали писатели.

Для меня книга «12 стульев» является пожалуй самой любимой и читаемой. Может поэтому я столь критично отношусь ко всему, что с ней связано. Только наверняка у каждой книги есть свои поклонники, которые могут предъявлять похожие претензии. А есть зрители, которые никогда ничего не читали и читать не собираются. Им главное, чтобы было интересно смотреть. Этот фильм смотреть интересно.

В главных ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин

Д.Мусатов