Физики и лирики (Гравитация, реж. Альфонсо Куарон)

Я не проникся этим фильмом после просмотра. Я вспомнил о нём только когда началась суета вокруг очередных кинонаград. Оказалось, что это фильм тоже на что-то претендует, удивительно.

Неуважение сценаристом различных законов физики и математики уже никого не удивляет. Удивляет хоть какое-то соответствие происходящего реальности. Этот фильм, как обычно, писали не физики, а лирики. Им не нужно знать, что такое невесомость, сила тяжести и ускорение. Им это знать просто вредно.

Не зная подробностей можно творить широкими мазками, не заморачиваясь на мелочах. «Гравитация» - самый типичный случай. Космонавт оказывается в открытом космосе и тем не менее попадает на Землю. Очень красиво всё сделано. Восходы, закаты, моря и океаны, всё выглядит очень реалистично. По крайней мере именно так представляются любому жителю земли виды из космоса. На этом живописном фоне развернулись драматические события.

Сначала было много космонавтов. Но потом... Да-да! Как обычно проклятые русские чего-то наворочали и пошло всё взрываться и ломаться. Ну почему, когда нужно что-то идиотское сделать, американские лирики вспоминают про русских. Никто в мире больше на такое не способен? Или у американцев единственная заграничная национальность — русские? Мне кажется, что они просто больше никаких национальностей и не знают. Не знают они и физику с математикой.

Быстренько угробив всех героев, кроме Дж.Клуни, в самом начале фильма, начинается драма. Сначала за жизнь борются два человека, Но персонаж Клуни убивают, чтобы героиня осталась один на один с Космосом. Персонаж Клуни умирает вопреки всем законам, только для того, чтобы перед смертью помахать рукой. Его якобы не выдержали стропы, которые потом спокойно размахивали космической станцией. Это простительно, что сценаристы не догадывались о том, что невесомость так названа в честь того, что при ней нет веса. Знай они такой невероятный факт, не видать нам взмаха руки Клуни и не было бы слёз героини.

Поехали дальше. Вызывает умиление уровень подготовки космонавта из фильма. Обычно процесс одевания или снимания скафандра занимает длительное время, но наша героиня тратит на это буквально секунды, как лыжный костюм переодеть. Процесс управления кораблём тоже не вызывает сложностей: не нравится звук — не та кнопка. К тому же помогают все и во всём. Вот нужно ей узнать сколько топлива осталось на русском космическом корабле и нет проблем. Все надписи на русском кроме одного указателя, на котором гордо красуется FUEL. Чудесно, правда? Русские инженеры специально для таких случаев сделали этот реверанс. Ну и конечно американцы совершенно уверены, что на МКС русские обязательно припрятали водку. Как это мило, правда?

Неврастеничная и странная особа в результате открыла в себе множество скрытых талантов и возможностей, вполне достаточных для удачного приземления. Вот ничего не знала и не умела и спокойно приземлилась. Нам уже много раз в кино показывали, как любая кухарка может управлять самолётом, паровозом, теперь вот кухарка добралась до космического корабля. Это непременно должно заставить зрителя уверовать в собственные силы. Всё может человек! Нет необходимости учиться физике, математике, навигации и пилотированию. Чтобы всё уметь, нужно всю жизнь лежать на диване, вырастить живот и просмотреть все нужные фильмы! Это так просто!

Никому и в голову, видимо, не пришло подумать о том, как вообще в отряде космонавтов взялась эта героическая особа. Неужели в США любой придурок имеет шанс оказаться на орбите Земли? А как же профессиональный отбор, как же психологическая устойчивость к стрессам и серьёзная подготовка? Героиня честно говорила, что она ни разу не смогла пройти ни одного теста и тем не менее она оказалась на космической станции. Таких вот берут в космонавты?! И после этого все должны слушать, что все неприятности в космосе от русских?

Понятно, что для драматизма это очень хорошо, но всё-таки может пора сценаристам хоть немного пытаться узнать о том, что они пишут? Может сцены строить если не совсем по законам физики, то хотя бы с некоторой степенью приближения к реальности. Я в школе хорошо учился и все эти поделки иначе как без улыбки смотреть не могу.

Кино рассчитано на человека эпохи потребления. Это человек может знать только даты начала распродаж и счета хэдж-фондов. Он не знает элементарных законов природы, самым главным в учёбе было сдать тесты. Ему понравится. Не мешает лежанию на диване. Но когда я слышу, что такие фильмы на что-то номинируются, мне становится страшно за будущее человека. Если мы будем изучать управление космическим кораблём на диване с чипсами, а в космонавты будут брать всех желающих, мы долго не протянем.

В главных ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис

Д.Мусатов