Какое-то нехорошее название у книги. Веет от него мраком. Обычно так бывает при необычайно плохом настроении, потому, что только в таком состоянии можно говорить про обречённость. Кстати, название книги пишется через Е, а не через Ё. Видимо, для большей мрачности.
Мне не нравится упадничество. Обречённостью можно считать сам факт рождения человека, первый его вздох, шаг, становятся первым шагом к смерти. Но так ли это? Гораздо проще говорить о высокой степени вероятности какого либо события. В данной книге, например, говорится о неизбежности перехода количества в качество. Качество — это не потребительское качество какого-то товара, а нечто новое, до этого не присущее.
На героя постоянно валится поток жизненных обстоятельств и герой меняется. Иногда весьма кардинально. В обычной жизни такого быть не может, такой постоянный и устойчивый поток внешних факторов возможен только в фантастическом месте, например, там, где идёт Эксперимент. Фантастическое место не вызывает вопросов «откуда и зачем». Там возможно всё.
Можно говорить о приобретении новых качеств, как о обречённости, но зачем? Это вполне можно объяснить переходом количества в качество. В книге этот процесс перехода происходит быстро, прямо на глазах. В реальности всё длится намного дольше. Количественные данные могут накапливаться годами, десятилетиями. Количество может накапливаться всю жизнь, но так и не перейти в качество.
Большинство жителей Земли даже не подозревают, что всю свою жизнь собирают количество, которое в своё время должно быть заменено качеством. Почти никого не интересует приобретение нового качества. Всех интересует новая квартира, новый холодильник, новая шуба, конечно, но новые качества мало кого интересуют. Их наличие не делает проживание проще и приятнее.
Человек в состоянии обращать внимание на разные качества у окружающих. Как правило, для того, чтобы понять, насколько лучше он сам всех окружающих вместе взятых. В книге показано, как человек может измениться, приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Кто-то меняется сильно, кто-то почти не меняется. При значительных изменениях человек меняет образ жизни, образ мысли и главное — меняются идеалы. Книга как-то скептически оценивает положительность изменений идеалов.
По мнению книги, человек должен нести свои идеалы всю жизнь, от начала до конца. Постоянство и наличие внутреннего стержня ставится в пример. Но правильно ли это? Если бы человек строго придерживался идеалов с рождения до смерти, то мы до сих пор жили бы в пещерах без парового отопления и не имели бы возможности поставить пломбу.
Конечно, можно сказать,что речь идёт не о банальных бытовых удобствах, а о высоких идеалах. О состоянии души! Но и тут я вам возражу: представьте себе, что вдруг во времена инквизиции мир укрепился в своих идеалах. Каково?
Человечество не любит приспособленцев. Может быть они раздражают тех, кто сам не может измениться. Принято их ругать и обнажать их сущность. Но это же не предательство и не продажа Родины. Исключительно благодаря приспособленцам движется вперёд прогресс, благодаря стойким духом сохраняются традиции. Как им жить друг без друга?
В одном я согласен с книгой — совсем без стержня человек жить не в состоянии. Ему нужно верить хоть во что-то. Религия, коммунизм, деньги, можно верить в собственную исключительность, что угодно подойдёт.
По-моему, это самая тяжёлая книга Стругацких. Затронуто множество аспектов человеческой сущности. При этом у авторов несколько завышенные требования к моральному облику человека.