Кривое зеркало (Замок, реж. А. Балабанов)

Люди могут видеть не всё. Кто-то страдает близорукостью, кто-то рассеянностью, кто-то из-за вечной суеты никогда не замечает мелких деталей. Каждый из людей видит свой мир. При всём при этом большинство людей видит что-то более или менее похожее на то, что видят остальные. Это обусловлено физиологией и психологией. Разумеется, отличий много, иногда они весьма значительны, но они не принципиальны. Чаще всего чёрное если и не признаётся чёрным, то уж наверняка может претендовать на оттенки серого. Бывает, что в пылу спора кто-то совсем заговаривается и начинает городить чёрт знает, что такое. Но все прекрасно понимают, что это всё-таки ради красного словца и уже завтра утром позиция заговорившегося может измениться в обратную сторону.

Именно поэтому картина мира уже давным-давно сложена мозаикой многочисленных человеческих представлений. Новшеств и поправок немного и носят они исключительно характер приспособления к окружающей действительности. Например, влияние сотовых телефонов на количество сатанистов или масонов. Да и эти немногочисленные поправки не меняют взгляд на жизнь моментально. Они долго и придирчиво проходят экспертизу на уровне массового сознания.

Откуда же берутся мнения, которые в состоянии перевернуть картину мира? Некоторые люди говорят о том, что никогда не приходило в голову остальным. Как это может быть? Это вполне могут быть гении, которые в состоянии ответить на даже на вопросы, которые еще никому не пришли в голову. Блестящий ум не может смириться с ограниченным взглядом на мир и стремится за горизонт познания. Именно они могут изменить жизнь человечества. Иногда это к лучшему, иногда лучше бы их не было. Новые идеи нельзя оценить по шкале полезности просто потому, что идеи выползают за имеющуюся шкалу, а значит для их проверки нужно провести эксперимент на практике.

Бывают еще люди, которые просто в силу причин видят мир иначе. Нет у них ни новых идей, нет новой философии, просто видят они всё через кривое зеркало. Кто-то страдает манией величия, кто-то обижен на весь мир, а потому в их глазах происходит гораздо более жёсткая фильтрация информации, нежели у среднестатистического человека. Это не очень хорошо, когда человек во всём видит что-то одно. Но они об этом не знают, они просто так живут.

Не всегда, конечно они просто живут. Часть из них в своей способности всё видеть в чёрном цвете или какую другую способность склонны считать не проблемой, а даром. Так просто подумать, что отличная от всех точка зрения является не проклятием, а отметкой гениальности. В принципе, первые признаки отличия от обычного человека и у гения и у сумасшедшего одинаковы: они думают не как обычные люди.

Что должен думать обыватель, когда слышит нечто, что никак не похоже на обычное? Что-то из двух вариантов: либо гений, либо сумасшедший. Как определить точно, с помощью монетки? Более точного метода не найти в наше время. Нет правила, которое могло бы помочь в любой ситуации. Но может есть какие-то частные случаи? Например, в искусстве?

Фильм к нашей жизни не имеет никого отношения. Странные люди, странные дела. Таких людей нет и не может быть. Таких поступков никто не совершает, всё вверх ногами. Аллегория? Или просто мутный бред с похмелья? Нет ничего хорошего, нет просвета в тумане абсурда. Это пророчество? Мне кажется, что это бред какой-то. Я не увидел ничего нового, только тщательно отобранные элементы человеческой злобы, зависти и тупости. Отфильтрованные человеческие отбросы. Это скорее всего просто неумение или нежелание видеть хоть что-то доброе в человеке. По мне гениального здесь не больше, чем на любой помойке. Но кому-то наверняка понравится.

Если не пытаться найти в фильме глубокий философский смысл, то можно посмотреть. Полный абсурда фильм. На нормальную комедию не тянет.

В главных ролях: Николай Стоцкий, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Анвар Либабов

Д.Мусатов