Надежда на лучшее (Не горюй, реж. Георгий Данелия)

Герою этого фильма все хотели помочь, все хотели ему только лучшего. Приятно до слёз.

Ничего говорить не буду про странную помощь, нацеленную на переделку человека по своему образу и подобию, остановимся на объекте помощи. Всё можно свести к простой формуле, помощники вовсю старались, чтобы герой фильма изменил образ жизни. Он должен был стать солиднее и спокойнее, обрасти семьёй и связанными с этим обязательствами. Не было такого человека, который бы не выражал своей уверенности в необходимости подобного подхода, кроме самого подзащитного.

Он один не собирался ничего менять. Его всё устраивало и в сегодняшнем дне и в более далёкой перспективе, о которой он впрочем и не думал. Или нет? Что если взглянуть на всё это с несколько иного угла зрения? Может так статься, что все не собирались менять себя. Доброхоты ради героя не менялись, а пытались изменить подопечного, сам герой меняться не собирался, но при этом и менять ничего не хотел.

Всё это подтверждает простую вещь, люди не меняются. Бывает, что иногда кто-то переходит из одного общественно состояния в другое, но кто при этом может поручиться, что именно новое состояние не является для человека основным, а всё, что было до этого не было навязано окружающим миром? При таком раскладе человек просто очистился от внешнего воздействия, а не поддался ему.

Получается странная вещь, практически всё человечество не собирается меняться по отношению к себе, но при этом очень сложно найти человека, который бы не пытался поменять кого-то или что-то вокруг себя. Видимо, это является необходимой составной частью личности человека, желание всё поменять и перестроить по своему образу и подобию.

Вслух об этом никто не говорит, основная масса речей на эту тему сводится к лозунгам о переустройстве для облагораживания мира, но на деле всё сводится к банальному обустройству мира под себя. Но сказать это вслух неприлично. Это пахнет эгоизмом. А вот благородная цель гуманизации мира — звучит гордо и благородно. Как видим, цинизм и ложь тоже являются неотъемлемой частью личности человека.

С художественной стороны фильм является классическим творением Данелии, даже Леонов появляется на пять минут в кадре и поют «На речке, на речке...». Немного грусти и лёгкий налёт философии. Не понимаю, почему этот фильм называют комедией.

В главных ролях: Вахтанг Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, Анастасия Вертинская, Лия Гудадзе, Верико Анджапаридзе