Запас хода (Монах и бес, реж. Николай Досталь)

«Хорошо начал, не разменивайся на мелочи!» Мне кажется, авторы фильма этой фразы не слышали, а она кстати. Начало фильма вполне себе приличное, но только первые полчаса. Складывается впечатление, что перед съёмками фильма авторы успели обдумать только начало, всё остальное придумывалось на ходу, второпях и без всякой подготовки. Единственное, что было продумано, так это самая последняя сцена, где руководитель монастыря высказывает свой постулат жизни.

Ещё одно, что бросается в глаза — игра главного героя. Ему одному предоставили возможность блеснуть. Его актёрские качество нашли своё применение, а вот у остальных такой возможности почти не было. Почему авторы фильма имели такой маленький запас хода? Небольшой разгон, немного плавного скольжения и судорожные попытки добраться до финиша.

Это просто болезнь нашего кинематографа, делать кино на скорую руку, не продумав всё до конца. Есть, конечно, ещё одно, что меня погружает в грусть, это отсутствия стиля. Советское кино, творение Голливуда или французскую комедию можно узнать на экране через несколько секунд просмотра, а вот определить принадлежность российского фильма очень сложно. «Монах и бес» не является исключением, однако, временами можно узнать отсылки к классическому советскому стилю. Это не хорошо и не плохо, просто на фоне всех недоделок и накладок это радости не прибавляет.

Почему же многие наши фильмы выглядят недоделками? Я не знаю. Когда-то мне казалось, что количество перейдёт в качество. Многочисленные короткие попытки в длинных фильмах начнут удлиняться и превращаться в полноценное кино, но этого не происходит. Полноценного кино практически нет. Где-то чуть-чуть спецэффектов, где-то над сценарием немного поработали, кое-где приглашённая звезда пытается понять, что ей делать со сценарием. Не хватает запаса хода у наших кинематографистов или не хватает терпения.

Я вполне допускаю, что авторам не важна была форма донесения до зрителя своей идеи, им очень нравилась идея и они с кого-то перепуга решили, что любая форма для неё подойдёт. Идея для сегодняшнего дня актуальная, религия в жизни. Насколько она является основополагающей для человека. По мне, так понять, что пытались сказать авторы очень трудно. Перековка дьявола? Это что-то через край. К тому же по поведения главного героя совершенно невозможно понять, он искренне верующий или он перманентно борется с незваным гостем для сохранения жизни.

Короче говоря, я не понял о чём это недоделанное кино. Можете сами в этом разобраться, если есть свободное время.

В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин