О чём это я... (Горе от ума, реж. С. Алексеев, В. Войтецкий)

В очередной раз хочу заметить, что если хочется посмотреть экранизацию какой-либо пьесы, то лучше всего смотреть фильм максимально приближенный к дате написания пьесы. С годами, не говоря уж про столетия, меняется характер и общества и его конкретных представителей. Чем ближе к дате анонса, тем лучше передаётся дух написанного. И уж ни в коем случае не стоит смотреть пьесу 18-19 века в современной интерпретации. Это не плохо, не хорошо, просто это не имеет никакого отношения к тому, о чём говорил автор пьесы и является плодом мышления режиссёра и автора сценария.

«Горе от ума» сняли в 50-х годах. Наверное, уже тогда игра актёров отличалась от игры 19 века, но даже это от нас отстоит очень далеко. Манера вести себя, обороты речи, одежда, всё это для нас полная экзотика. Однако, кое-что из увиденного и для нас вполне удобоваримо. Чувства. Любовь и ненависть вполне себе спокойно переживают столетие за столетием и покидать компанию других человеческих чувств не собираются. Может поэтому, несмотря на некоторые несуразности в деталях, мы вполне в состоянии почувствовать о чём говорил автор.

Мне более всего интересен Чацкий. Видимо, это ещё со школы осталось, когда именно этот герой был представлен героем и борцом с прогнившим строем самодержавия. Может быть и сам автор так думал, мне это неизвестно, но почему-то с годами у меня сформировалось несколько иное мнение на этот счёт.

Как часто человек начинает за здравие и заканчивает за упокой? Ситуация нередкая. Человек подвержен множественному влиянию со стороны. Виною тому могут быть комплексы, живущие в глубине сознания, сиюминутные несбывшиеся желания и надежды на будущие блага. Человек может просто обидеться и попытаться отомстить. А мщение может завести очень даже далеко от первоначальных желаний и планов.

Вот, например, до чего может довести неразделённая любовь. Достаточно открыть любую жёлтую газету и заглянуть в криминальную хронику. Например, можно порезать всех кур у матери несостоявшейся любви, можно у её отца угнать машину. А можно и дом поджечь. Казалось бы, при чём тут машина куры или забор? Не при чём, просто хотелось человеку как-то показать всю глубину своих чувств и всю глубину трагизма произошедшего. Что такое сгоревший дом, когда разбита жизнь навеки?

Почему-то мне кажется, что у Чацкого все последующие разоблачения начинались после осознания ненужности собственного чувства к даме. Глядя со стороны можно понять и даму: был кавалер, да весь вышел. Смотался в две минуты и ни ответа, ни привета. Что делать, может он предпочёл навеки удалиться. Но не навеки, в свой срок он вернулся, но... Где гарантия, что вернулся навсегда? Или хотя бы настолько надолго, чтобы сыграть свадьбу? Стоит ли рисковать? Дама решила не рисковать.

Вполне может быть, что до момента бросания его дамой, наш герой не особо был уверен в глубине своих собственных чувств. Но сколько раз вам становилось жалко что-то утерянное только потому, что это у вас это отняли? Любой ребёнок срывается в рёв, увидев, что пропала его игрушка, которой он ни разу не играл. Просто из чувства утраченной собственности. Может так было и с Чацким.

Только у Чацкого слёз не было. Свою злость он сорвал на окружении своей недавней возлюбленной. Будучи человеком неглупым, он тонко разбирался в психологии мотивов человеческих поступков. В порыве страсти всё доброе и вечное было отринуто и внимание целиком и полностью было сконцентрировано на недостатках. Может они его и до этого раздражали, но не было повода излить своё отношение к ним. А тут всё одно к одному.

Вроде как пьеса скатывается к обычному бытовому скандалу? Да нет, люди все воспитанные и ходу такому процессу никто давать не собирается. Сам Чацкий тоже не склонен травить кур и жечь бани. Все ограничатся взаимной неприязнью.

Вот так странно может получится: любовная неудача привела к осуждению грехов общества. Личные сложности становятся катализатором борьбы за общественное счастье. Это не новость. В наше время тоже есть подобные примеры. Как ни странно, общество за своё всеобщее благо иногда должно благодарить личную неустроенность одного из своих членов.

Кино снято неплохо, но нужно учитывать, что снято оно в стиле театра 19 века, с чрезмерными эмоция и крупными статичными планами. Мне нравится. Мне кажется, что дух и настроение пьесы передаются очень хорошо.

В главных ролях: Михаил Царев, Константин Зубов, Ирина Ликсо

Д.Мусатов