Звезда неведомого счастья (Я тоже хочу, реж. А. Балабанов)

После бани человек становится мягче душою, податливее ко всему доброму и прекрасному. После бани так приятно взять и поехать к собственному счастью. За компанию вдвойне приятно.

С чего это человек так старательно верит в то, что счастье возможно получить по распределению, по очереди. Записался по интернету и ждёшь вызова. Может пройдёт год, может пять, но в один прекрасный момент раздастся звонок и приятный голос сообщит «Отправление в райские гущи состоится завтра в 19-00, не забудьте зубную пасту, пожалуйста». Мчим в условленное место, несколько формальностей и перемещаемся в оазис счастья и радости.

В кино несколько человек поехали за счастьем, после бани: бандит-чиновник, бандит-алкоголик, музыкант-неудачник и отец бандита-алкоголика. По дороге они ещё пассажиров подсаживали. Все ехали за счастьем. У них были совершенно достоверные сведения, что в одном месте людей забирают туда, где всё хорошо. Ехали долго и с приключениями, старик не доехал, у его сына пропало желание и в завершении всего путешествия забрали только музыканта. Бандит расстроился.

Забавно. С чего это все решили, что забирают именно в рай, а не в ад? Писем оттуда никто не присылал, информационных досок около места транспортировки не было, с чего же все решили, что именно в рай? Неужели у всех этих людей не было не только счастья в этой жизни, но даже не было надежды на то, что это счастье в принципе возможно? Только такой расклад может объяснить это непреодолимое желание переместиться куда угодно, только подальше отсюда.

Ещё более смущает, что любой, кому предлагали перемещение, сразу и соглашался. Совсем что ли никто не видел счастья в жизни? Отчего так? Откуда это желание доверить кому-то свою судьбу, непонятно. Впрочем, чего же непонятно, в принципе всё может очень легко и просто объясняться.

Это намного упрощает жизнь. Начнём с режиссёра. Гораздо проще видеть во всех неудачников. У них у всех всего одно желание на всех: немного удачи. Мотивы, поступки, желания можно унифицировать. Счастливые люди нуждаются в объяснении своего счастья, с какого перепуга, когда и зачем он смог заработать своё счастье. Про неудачника можно просто сказать «неудачник».

Про героев-неудачников. Запросто можно выдать их никчёмность и лень за душевные страдания и тонкое устройство души. Вроде как они стремятся к чему-то, но жестокий мир упорно воздвигает непреодолимые преграды на их пути.

Однако, тот факт, что герои с радостью готовы пристроиться в конец очереди за счастьем говорит скорее о том, что никаких особых движений они и не совершали, просто сидели и ждали. Так гораздо проще.

Стремиться к идеалам человечества накладно. Быть добрым сложно, быть щедрым утомительно, на любовь нужно много времени. Гораздо проще просто сидеть и ждать. Собственно говоря, именно про это фильм. Все авторы и действующие лица говорят нам, что не нужно суетиться, счастья на земле не бывает. В лучшем случае можно хлебнуть чуть меньше окружающего дерьма. Единственный шанс — дождаться попутного транспорта в райский сад и успеть ухватиться за ручку последнего вагона. Если ничего не получилось, вариантов остаётся немного, один. Нужно всё бросить и начать горевать.

Фильм, конечно, снят весьма неплохо. Поэтому вдвойне обидно, что талантливые люди тратят свой талант на пропаганду уныния и мрачного безделья. Каким-то странным образом сформировалось мнение, что по-настоящему умный фильм должен быть мрачным и безысходным. Ну почему не может быть гениальной комедия? Вот и плодят желающие остаться в веках мрак и скуку.

Если всё кажется мрачным и никчёмным, посмотрите это кино. Окажется, что есть кто-то более затюканный жизнью. Но если в жизни вашей всё хорошо, не стоит тратить время на просмотр чужих загонов.

В главных ролях: Александр Мосин, Олег Гаркуша, Юрий Матвеев

Д.Мусатов