Он придёт? (Ребёнок Розмари, реж. Р. Полански)

Если дьявол соберётся на землю, то проблем с выбором способа транспортировки у него не возникнет. Ну если, конечно, он существует.

Вроде боится человек дьявола. Вроде должен человек боятся одного упоминания о нём. А человек не только постоянно вспоминает про него, он ещё и придумывает всё новые и новые способы его прихода и собственного наказания. Ну как так может быть?

Желание саморазрушения — одно из самых устойчивых и неистребимых подавляемых желаний человека. Днём человек строит дома, выращивает цветы и воспитывает детей, а вечером приходит домой, усаживается на диван и с лёгким страхом смотрит, как человечество в очередной раз пытается самоуничтожится. Страшно, но просмотр не прекращается, возмутительно, но и интересно.

На этот раз дьявол решил не идти в лоб. Выбран вариант запуска агента влияния, собственного сына от человеческой женщины. Выглядит на первый взгляд непонятно. Множество труднопредсказуемых вариантов могут увести его наследника очень далеко от ожидаемой цели. Да и кто сказал, что это возможно в принципе.

Первое и самое незначительное препятствие — ждать придётся несколько лет. В пять лет ребёнок просто не сможет предпринять каких-то серьёзных действий. И физические данные, и интеллектуальные данные не позволят. Хотя что мы знаем о дьявольских детях? Да и что там десять или даже двадцать пять лет по сравнению с вечностью.

Второе. В нашем мире далеко не всегда дети склонны идти по стопам родителей и выбирать их профессию. Сейчас даже скорее ребёнок захочет что-то иное в силу чувства противоречия и самоутверждения. Нет прямого сравнения с родителями — нет и упрёков «я в эти годы...».

Третье. А вдруг ему просто здесь понравится? Кто сказал, что горящая земля, источающая серу и копоть, гораздо приятнее? Его ребёнок будет всё-таки наполовину человеком, а человеку, как правило, больше нравиться валяться на мягкой траве, нежели в золе и горящей смоле.

Четвёртое. Любовь. Он может влюбиться. Вот это будет облом. Я не уверен, что его родитель будет в восторге от введения в семью ещё одного члена. Особенно если та решит выбрать не каменную башню среди котлов с горящим маслом, а домик с лужайкой и грядкой редиски.

Пятое. Дети. У ребёнка дьявола могут появится собственные дети и он может их полюбить. Тут я практически уверен — дьяволу не приходило в голову устроить у себя дома семейный очаг и вечером после работы читать внукам сказки. Пришёл эдак после нескольких часов общения с грешниками, вернее после нескольких часов слушания их орания, ну там на сковородках или в вечном огне. А тут умильная сцена, детишки с сопливыми носами. А можно их с собой брать на работу, дрова подбрасывать, пусть готовятся к вступлению в семейный бизнес.

Шестое. Впрочем, продолжать можно долго. Одно ясно, что дьяволу нужен однозначный и гарантированный результат. А тут с этим просто беда. Так что авторы идеи несколько перестарались.

Теперь и я внёс свой вклад в разрушение мира, вернее в сценарий возможного способа разрушения мира. Я этим чрезвычайно доволен, т. к. в основном я занимался критикой существующих вариантов.

Теперь можно перебраться к разговору о самом фильме. Фильм болен классической болезнью всех фильмов, снятых по книге. Любая книга с мистикой или с фантастикой в качестве иллюстраций для повествования использует воображение читателя. Достаточно написать «в его глазах горел адский огонь» и воображение с готовностью нарисует всё это. А как это представить в кино? Здесь зритель смотрит то, что ему показывают. Работать воображение заставить очень трудно. В данном фильме эту задачу решить почти получилось. Визуальный ряд почти получился. Вначале фильма кроме как страх ничто не активируется. А вот к окончанию появляется мысль, а что такое отношения матери и ребёнка? Кто это — мать? Механизм для воспроизводства себе подобных? Кто это — ребёнок? Уменьшенная копия матери? Можно ли любить ребёнка, который в обычном понимании этого слова — не ребёнок. Вернее не ребёнок человека. Да и может ли быть ребёнком потомок самого зла?

Человечество с трудом пытается разобраться в отношениях между людьми. Любовь, ненависть, всё это не имеет чёткого формального описания или правил. Вмешательство потусторонних сил только усиливает хаос в сознании. Для того, чтобы сложить своё мнение о данном вопросе, смотрите кино. А лучше читайте одноимённую книгу.

В главных ролях: Миа Фэрроу, Рут Гордон, Джон Кассаветис, Сидни Блэкмер, Морис Эванс

Д.Мусатов