От любви до ненависти (Долорес Клейборн; реж. Т. Хэкфорд)

Для того, чтобы понять, почему мы кого-то любим, а кого-то ненавидим, нужно определиться с терминами «любовь» и «ненависть». Любовь — это когда хочется узнать человека поближе, когда кажется, что он может таить в себе что-то интересное, ненависть — это когда всё в человеке раздражает, уже потому, что всё повторяется в сотый раз. Почему бы и не так?

Сюжет фильма прост, как дважды два. Ничем из основных моментов фильма зрителя удивить невозможно, классический набор. Вкратце примерно так: несчастная семья, девочка не любит мать, да и никто не любит, потому как та выглядит совершенной стервой, отец и странные взаимоотношения в семье. Дочь, повзрослев, уезжает и возвращается только через много лет, в связи с обвинением матери в убийстве.

Почему дочь не любила мать? Та всю жизнь пахала, как ломовая лошадь, копила дочери на учёбу, но как казалось никого это, кроме неё, не волновало. Дочь испытывал устойчивую неприязнь к своей матери. В основном потому, что она её стеснялась. Грубая и вроде никчёмная, она не дарила окружающим любовь и ласку. Практически вся жизнь её прошла в одном месте, в поместье, где она работала прислугой. Она не пыталась искать лучшей жизни, она не рвалась на волю, она тупо и упорно смотрела строго себе под ноги.

При первых звуках обвинения, дочь ни разу не сомневалась в истинности всех обвинений. Вроде и незачем ей было убивать парализованную хозяйку, но вроде как могла же она это сделать. Уже много лет хозяйка дома и, оставшаяся в единственном числе, прислуга жили рядом. Вернее существовали. Хозяйка не могла ходить, что-то делать для себя, только шипеть едва различимые звуки. Как не убить? Но зачем она там вообще жила, в этих не очень радующих условиях. Может ей просто было жаль старуху? Но не идёт этой весьма несимпатичной даме подобная добросердечность.

Дочь — вполне сформировавшаяся стерва. Работа поставлена во главе жизни, естественно журналист. Она просто для очистки совести хотела подогнать матери адвоката и свободно слинять в свою жизнь. Это так нормально, когда человек пытается защищаться всеми доступными способами. Но мать не хочет адвоката. Дочь пытается уговорить её и только это заставляет её задержаться на пару дней. А за эти пару дней происходит то, что никак не происходило до этого. Мать наконец-то смогла сказать всё, что у неё накопилось где-то в глубине души. Результат был, весьма впечатляющий.

Вся наша общественная жизнь поражена одним вирусом, самоуверенности. Человек для окружающих давно оценивается не по количественно — качественным показателям личности, а по тому, каким он кому показался. Приклеили ярлык и успокоились. Отчасти это происходит из-за того, что большинство жителей нашей планеты любят говорить, а слушать не любят. Как можно узнать что-то о человека, если его нет времени послушать. В этих условиях неудачный, по мнению публики, пиджак сможет сделать намного больше для формирования образа человека, чем все его добрые дела и намерения. Мрачная женщина, которая предпочитала действовать, а не говорить, совершенно не имела шансов понравиться, даже собственной дочери. И понадобилось обвинение в убийстве, чтобы выслушать собственную мать.

Неожиданно оказалось, что она, также как все, может кого-то любить, она может быть обиженной, она может мстить. Оказалось, что она — тоже человек! Она тоже может быть загадочной! А значит, её можно любить?

Попробуем подумать, можно или нет. Она всю жизнь скрывала от дочери все выходки отца, полного идиота и скотины, она смогла угробить мужа, отомстив за его попытки совратить собственную дочь, она жила с инвалидом, просто из-за жалости — хватит этого для любви или нет? Можно и ещё найти в душе у неё что-то интересное, если заглянуть поглубже. Именно тот факт, что у неё нашлось что-то, чего не видно на первый взгляд, что-то непременно хорошее — разве не это не может изменить отношения к матери? Запросто. Человек вообще склонен менять точку зрения на любую вещь при каждом удобном случае.

Так вот и живут люди и в кино, и в жизни, придумывают себе жизнь. Хорошо, если есть талант, в противном случае жизнь можно испортить не только себе.

Очень удачная экранизация С. Кинга, что редкость.

В главных ролях: Кэти Бейтс, Дженнифер Джейсон Ли, Джуди Парфитт, Кристофер Пламмер, Дэвид Стрэтэйрн.

Д. Мусатов