От любви до ненависти (Война супругов Роуз; реж. Д. ДеВито)

Красивые сказки нравятся обывателю. Что может быть лучше окончания из серии «жили они счастливыми и умерли в один день». Просто счастье какое-то! Но в жизни так бывает, мягко говоря, нечасто. В основном, счастье чередуется не очень счастьем. И на чём именно остановится эта череда не знает никто.

В принципе, избежать неприятностей в жизни не сможет ни одна семья. Самое главное не в том, чтобы пытаться избежать неприятностей, это невозможно. Самое главное вовремя увидеть эти неприятности и сминимализировать их последствия. Привычка в состоянии убить всё, что угодно. Привычка может не увидеть сильные изменения в жизни, способные повернуть всю жизнь вверх тормашками. Привычка заставляет тупо следовать по протоптанной дороге, несмотря на камнепады и завалы. Способность видеть то, что происходит вокруг, не так как хочется, а так как оно есть, является очень важным умением.

Встреча двух молодых людей в стиле сказки плавно переросла в сказку семейную. Так приятно идти рука об руку по жизни. Общие цели, неукротимая энергия и масса оптимизма. Так продолжалось много лет и уже казалось, что это вечно, но... Неожиданно жизнь резко вильнула.

Дети покинули отчий дом и жене стало нечего делать. У мужа ничего не изменилось. Жене нужно что-то делать, муж ничего не понимает. Тут-то и нужно что-то делать, но что и как? Муж тупо делает вид, что и так всё хорошо, жена идёт в решительный бой. В любой войне практически сразу после её начала уже трудно разобраться, кто использует более негодяйские способы. Да и причина её начала не всегда очевидна. Негодяйские поступки всегда находят оправдание. Единственное, что человек делает с блеском — оправдание собственных поступков.

Делая гадости и попутно ища оправдания в негодяйстве противника, можно особо не отягощать себя душевными переживаниями. Это же ответ, только лишь ответ и не более, на совершенно безнравственные поступки противника. Обозначение «муж» заменяется на «противник» как-то незаметно. Так же незаметно желание помочь заменяется желанием обидеть. Временами даже начинает казаться, что один вполне в состоянии убить другого.

К чему это всё? Откуда? Просто кто-то не хочет выслушать и понять того, кто рядом. Того, кто много лет не предъявлял особых требований. Оттого, что привычка заменила желание смотреть и видеть, слушать и слышать. Оттого, что начинает казаться, что только ты сам знаешь, что лучше для всех.

Несмотря на увеличение возможностей человеческих коммуникаций, человечество всё более уверенно отворачивается от общения. Количество слов на каждого жителя земли увеличивается, а вот общения становится меньше. Каждый хочет больше говорить, каждому интересно выдавать информацию, нежели её получать. Человечество теряет способность слушать, а с этим теряется способность понимать окружающих.

С одной стороны это хорошо, каждый живёт в своём мире и нет у него проблем общения с окружающим миром, он его просто не видит и не слышит. С другой стороны, пересечение по жизни с любым другим человеком приводит если не к катастрофе, то к трудностям однозначно. Это как попытка общаться глухого со слепым. Ничего хорошего из этого не получится. А всего-то и нужно, что послушать и понять собеседника.

Фильм похож на историю костра. Небольшой огонь в начале, пламя в продолжении и угольки на исходе истории. В качестве костра выступает стандартная семья. Буквально учебник для желающих угробить свою семью. Удачно выстроена история развития событий. За 90 минут довольно непросто отобразить 25 лет жизни, но здесь это сделано очень хорошо. ДеВито снял не много фильмов, но все они как минимум удачны, а этот самый лучший. Мне даже кажется, что снимать фильмы у него получается лучше, чем играть в них.

Фильм весьма полезно смотреть всей семьёй, для профилактики.

В главных ролях: Майкл Дуглас, Кэтлин Тёрнер.

Д. Мусатов