Озарение (Игра в правду, реж. Виктор Шамиров)

Начну с того, что впервые Г.Куценко не произвёл впечатление лишнего элемента. В фильме всего четыре действующих лица и выпадение любого из них из процесса было бы для фильма губительным. Но всё получилось вполне хорошо. Со всех сторон — это попытка вернуться к жанру камерного фильма. Этот жанр вполне был развит в советском кино, да и во всём мире живёт, а вот в российском кино он как-то не приживался.

Суть фильма типична для камерного кино — излияние правды души. В данном случае к потоку правды привела встреча четырёх старых знакомых. Трое встречаются достаточно часто. Выпить, поговорить, внести некоторое разнообразие в течении жизни. Они не супергерои, периодически проблемы заставляют нервничать и злиться. Пара часов под водку и разговоры позволяют им думать, что жизнь всё-таки состоит из чёрно-белых полос, а не из выжженого поля трудностей.

На этот раз у каждого проблем накопилось чуть больше обычного и появился четвёртый участник. В результате все узнали много нового, и про себя, и про всех. В обычных условиях подобный обмен правдой грозит ссорами и разрывом отношений, но не в этот раз. Им настолько было хреново и тоскливо, что всё негативное в свой адрес они отписали не на попытку просто обидеть, а на собственную недальновидность и глупость.

Как результат — все прослезились, учли свои ошибки и помчались исправлять собственные ошибки. Они непременно помирятся с жёнами, простят нечестность друзей и всё такое. Но вот надолго ли?

Люди постоянно мирятся и ссорятся. Это типичная ситуация. Редкие люди умудряются прожить не имея претензий друг к другу. Я не про то, что они не озвучивают претензии, а не имеют их. Молчать о претензиях вполне принято. Но это хорошо получается не всегда. Одно дело коллеги на работе, и совсем другое в отношениях семейных. Поздно или рано терпение закончится.

Что делать после этого? Если будет преобладать чувство вины, то человек постарается извиниться. Он просто будет устранять чувство вины. Если будет преобладать злость, то может последовать разрыв. Если после разрыва не замучает совесть, то будет новая жизнь. Если возобладает чувство вины, продолжится молчание и накопление обиды до следующего раза. Но во всех этих случаях нет анализа, из-за чего произошло всё это. А значит, всё повторится. Только разобравшись в причинах, породивших ссоры, можно надеяться на лучшее в будущем.

Наши герои попали под атаку претензий, почувствовали чувство вины вначале по отношению к присутствующим, потом распространили это чувство намного шире и побежали мириться. Надолго ли? Они много лет копили эти свои обиды. Нежелание гладить шнурки, отсутствие поцелуев на ночь или ещё что-то. Сейчас они помирятся, и будут счастливы до утра, а утром?

Снова шнурки и вечером на ночь не поцелуют. Всё останется точно так же! Они и до этого не знали, что от них ждут, и сейчас просто помирились. Так откуда же будет потом мир, если ты даже не сказал ни разу, что желаешь иметь глаженные шнурки? А попытка помириться просто так приведёт к тому, что твой объект раздражения в следующий раз после ссоры просто будет ждать, когда тебя в очередной раз накроет чувство вины.

Я не понимаю умиления по поводу вот таких припадков с последующим внезапным примирением. Это ничего не даёт, кроме нескольких часов мнимого счастья. Если ничего не говорить друг другу, счастья не получится. Каждый будет думать о своём. Скандал, скандалы, потом угрызения совести, быстрый мир, терпение, скандал, и так до бесконечности. Для настоящего счастья нужно чётко представлять не только свои мысли и желания, но мысли и желания своего супруга. А внезапное примирение в состоянии порождать только очередные и прогнозируемые скандалы.

Фильм не для детей. Для субботнего вечера тоже не порекомендую. И уж совсем не рекомендую погружаться в происходящее вместе с героями. Не нужно грузить себя лишним чувством вины. Кое-что нужно оставлять в закоулках памяти и не вытаскивать наружу. Я бы сказал что это один из лучших российских фильмов. Авторы немного переборщили с антуражем, слишком декоративно смотрится облупившаяся краска и обои отстали как-то с претензиями, но получилось неплохо снять действие. Рекомендую к просмотру, после 18 лет.

В главных ролях: Ирина Апексимова, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов

Д.Мусатов