По местам чужой славы (Ночной поезд до Лиссабона, реж. Билле Аугуст)

Сюжет фильма прост и незамысловат: герой фильма, Преподаватель, спасает самоубийцу, у него в руках оказывается книга, которая чуть было не довела до самоубийства предыдущего владельца, и он отправляется смотреть своими глазами то, что описано в книге.

Книга про жизнь нескольких реальных людей, автор — один из них. Они воевали, влюблялись, ревновали, они были обыкновенными людьми. Но почему-то именно она заставила Преподавателя бросить привычный образ жизни и отправиться на поиски приключений. Мемуары — неблагодарный жанр. Они редко пользуются популярностью. Основа их содержания — осознание собственной роли в истории или ещё в чём. Сборники анекдотов людям нравятся значительно больше. Только в этом случае Преподаватель соразмерил свою жизнь с книжной и был удивлён. Он совершенно точно почувствовал всё то, что было написано, в себе. Он был согласен с каждым словом, с каждым поступком.

Идеальные совпадения в природе случаются крайне редко, природа не любит повторений. А тут Преподаватель читает практически про себя, с той разницей, что он всю жизнь проторчал за письменным столом, а книжные герои жили по полной программе, не жалея себя. Некоторые из них оказались живы. Преподаватель их увидел. По мне — обычные люди. Преподаватель тоже не получил желаемого, они не тянули на идеал. В книге всё-таки не было правды, там было то, что видел вокруг себя автор.

Книга прочитана, пусть она и не является точным отражением реальности, она сделала своё дело. Преподаватель оторвал взгляд от своего стола, он неожиданно понял, что вокруг него тоже есть Жизнь.

Довольно часто люди ищут цель в жизни. Это нормально, ненормально выбираются места для поиска. Может я ошибаюсь, но мне кажется, что жизненные цели нужно искать в реальной жизни. Книги и фильмы могут подсказать направление поисков, но сами поиски должны производится в реальном мире. Книга или фильм являются рафинированным продуктом субъективного восприятия мира. Кто-то огляделся вокруг себя и свои страхи или радости поведал другим. Это его радости, это его страхи. Они уникальны, повторить их другому человеку невозможно. Каждый сам должен решать, что и как ему делать.

Это всегда сложно — принять своё решение. Действовать по книге проще. Там рассказано откуда, там объяснят зачем, там надоумят как. Но не вас. Писатель любой книги пишет про себя. А таких людей больше нет и быть не может. Это не отменяет необходимости писать прописные истины про победу добра над злом, про необходимость быть честным. Только всё это не для человека, это для человечества. Это указание общего направления движения. Это общее пожелание конечной точки жизненного пути. А по дороге могут быть ямы, реки, горы. Как их форсировать? В природе не бывает навигаторов по дорогам жизни. Невозможно задать конечную точку путешествия «идеальный мир» и после это только следовать указаниям. Не может быть навигатором и чужой жизненный опыт. Как ни печально, основная часть знаний о оперативном принятии решений строго индивидуальна и нарабатывается за счёт собственных ошибок. Типовыми бывают только городские многоэтажки.

Наш Преподаватель читал книгу и ходил по местам, описанным в книге. Читал про героев прошедших дней и встречался с ними. Ему было это интересно, он хотел всё это увидеть лично. Но всё, что он увидел не совсем совпадало с книжным вариантом, герои постарели и приобрели некие негеройские качества. А может и изначально всё было не совсем таким, каким описывал автор книги? Преподаватель дочитал книгу и расстался с нею.

Я сильно надеюсь, что он стал другим. Книга заставила его оторваться от своего стола, заставила посмотреть на мир. Я сильно надеюсь, что книга его разочаровала и он решил разобраться, что же в этом мире происходит, что творится за пределами письменного стола. Невозможно узнать мир, читая книги в тёмном углу.

Книга частенько заменяет окно. Оно может создать иллюзию логичности и последовательности. Реальный мир далёк от совершенства и в отличии от книг требует постоянной корректировки жизненного плана в зависимости от обстоятельств. Однако, необходимость существования справочника садовода-любителя мною сомнению не подвергается.

Фильм для настроения. Нужно смириться с отсутствием привязки всего происходящего к реальности и он доставит зрителю приятное время препровождение.

В главных ролях: Джереми Айронс

Д.Мусатов