Полжизни перед рассветом (Артист, реж. Мишель Хазанавичус)

Человек не обладает возможностью узнать будущее. Он иногда может подумать, что подобный дар ему доступен, но это не так. Может поэтому, или ещё по каким причинам, но человек постоянно совершает ошибки. Иногда они фатальны, иногда нет. Единственное, что можно утверждать наверняка, так это то, что очевидность ошибки подтверждается только после факта её свершения.

Фильм «Артист» очень интересно придуман. Любовь звезды немого кино и звезды кино говорящего. Причём немая звезда на экране не говорит, а звезда звукового кино говорит. История про двух человек, которые не знали своего будущего, но стремились к совершенству доступными методами.

Как человек относится к будущему? В зависимости от настоящего. Если у человека всё хорошо, если он достиг успеха, если он на вершине блаженства, то любую попытку изменить течение жизни человек будет воспринимать как минимум с осторожностью. Кто знает, что там, за горизонтом, совершенно в иной стороне. Зачем менять прекрасное настоящее на непонятное будущее. Если же человека обстоятельства просто затянут в новом направлении, есть все шансы, что человек потратит остаток жизни на сопротивлению очевидным вещам. Он даже не попытается оценить плюсы и минусы нового положения вещей. Он просто повернётся к новой реальности спиной и будет грести против течения жизни. Если у человек ничего нет в настоящем, он вполне может вместе с массами повернуть в любую сторону. Какая ему разница, куда идти. Ещё быстрее человек соглашается на изменения при наличии проблем в настоящем. Лишь бы куда-то побыстрее от них переместиться.

Звезда немого кино был на вершине славы. Поклонницы, контракты и личный водитель ежечасно подтверждали правильность движения. Немного не хватало счастья в личной жизни, но это не беда, всё можно компенсировать на экране. В него влюбляется молодая девушка и только ради этого своего чувства идёт в кино. В это время начинаются эксперименты со звуком.

Герой-любовник не видит необходимости говорить на экране. Девушка бросается в новое дело с головой. Через несколько лет забыто немое кино с немыми героями и с экрана доносится голос новой звезды. Суждено ли им встретиться при таком разнонаправленном ускорении? Смотрите кино.

Пока герои разбираются со своими чувствами, мы может немного подумать, откуда такое отношение людей к новым жизненным обстоятельствам. Наверное, из-за стремления к постоянному жизненному комфорту. Страшно бросить всё, страшно всё потерять. Босой вначале человек, который мог запросто изменить свой жизненный план, на всю жизнь сохраняет уверенность в своей возможности всё изменить. Даже когда он весь нагружен бытовыми благами и сиюминутными делами, отдуваясь и не имея возможности повернуть в сторону даже голову, он уверен, что идёт по этой дороге только потому, что она лучшая. Он за подушками, перинами и геранью давно уже ничего не видит, он просто идёт по инерции прошедших молодых лет, но с уверенностью в подсознании, что это не просто так, это только из-за того, что другого лучшего пути нет.

Винить его за это просто невозможно. Да и незачем. К чему тратить время, объясняя ему новые перспективы. Гораздо проще найти босоного слушателя, который в пять минут решится на новую жизнь. Без тоски, без сожалений и без постоянных оглядываний назад. Именно босоногие молодые люди и являются настоящим двигателем прогресса.

Впрочем, временами даже старый металлолом может переплавиться и стать чем-то полезным в новой жизни. Шанс такой есть всегда, но только если сам металлолом каким-то образом этого захочет, заставить совершить такое нельзя.

В кино всех этих мыслей нет, там просто люди со своими радостями и проблемами, и ещё собака. Очень хороший фильм, немного трогательный, гротескный, но при этом какой-то честный и доверительный. К тому же весьма интересно реализовано преобразование немого мира в говорящий. Советую к просмотру всем.

В главных ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман

Д.Мусатов