Предсказуемое зло (Патруль времени, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг)

У каждого человека бывает состояние, когда он в чём-то уверен. Он не сомневается, он стремительно идёт навстречу ожидаемым событиям. Иногда человек не знает, что его ждёт в будущем и скорость приближения к своему будущему от этого не становится быстрее или медленнее. Что даёт знание будущего?

Сюжет фильма состоит из постоянных метаний вдоль временной линии. Будущее, прошлое, всё меняется местами. Люди узнают много нового, про себя и окружающих. Только вот нужно ли им это? Только вот помогает ли им это? Что даёт знание будущего?

У человека всё хорошо. На душе — покой и порядок, ничто не в состоянии изменить привычный ход жизни. Многое происходит на основании многолетних привычек. Окружающие люди давно знают про этого человека всё и при этом все довольны. Дом построен по индивидуальному проекту именно так, чтобы не обращать внимания на досадные мелочи, семья, пусть и не первая, приносит в душу успокоение и блаженство. Впереди маячит обеспеченная старость и приятное времяпрепровождение с внуками. Всего через несколько лет.

И вот этот человек узнаёт, что через пять лет он умрёт. Болезнь будет длиться всего пару недель и жизнь закончится. Что даёт это знание? Вполне может быть, что человек потратит эти годы на закрытие незавершённых дел и улаживание вопросов с наследством. Но представьте себе, в случае, если он всем это расскажет, все его начнут считать покойником с момента получения информации. Вот он жив здоров, но у каждого в голове факт о смерти человека. Они здороваются и говорят, что им очень жаль, что они очень сожалеют. Он жив и здоров, а все его уже похоронили. Он просто ходячий покойник. Кому это может понравится? От прошлой размеренной жизни не осталось и следа.

А что если это знание вовлечёт в пучину меланхолии? Он бросит заниматься делами, уйдёт в запой и превратится в никчёмного прожигателя жизни. Все его друзья и родственники потеряют замечательного друга и родственника. Кому лучше от этого?

Знание чего-то нехорошего впереди вполне в состоянии испортить жизнь себе и окружающим. Знание чего-то нехорошего в состоянии убить всякое желание жить и действовать. Это не зависит от того, насколько далеко в будущее сможет проникнуть знание, на день или десятилетие, всё зависит от ужасности предсказания. Страх перед неминуемой смертью может парализовать на любое количество лет и дней. При этом любой человек знает, что поздно или рано все умирают, но знание о неизбежности смерти вообще является весьма абстрактным и не мешающим жить, а знание о собственной смерти может быть убийственным.

Но узнать можно не только о собственной смерти, можно, например, узнать, что ты будешь причиной гибели десятков людей, неспециально, не со зла, просто так получилось. Кто-то просто загрустит, а кто-то метнётся исправлять возможное ужасное будущее и наворочает ещё больше всякого неприятного. Знание возможных неприятностей вообще может быть катализатором ещё больших неприятностей. Человек в запарке может наворочать чёрт-те что.

Кто-то сможет правильно использовать информацию о том, что плотину смоет дождями и спасёт жителей нескольких посёлков от неминуемой смерти, а кто-то сможет устроить такой хаос, что в результате паники погибнут жители не только этих деревень, но и всего района. Обладание информацией само по себе не является благом, это только инструмент, которым нужно суметь воспользоваться. В нашем обществе ограничивают возможности иметь что-то потенциально опасное для окружающих в ненадёжных руках. Детям не разрешено ходить с отцовским охотничьим ружьём по парку культуры. Информация о будущем тоже может быть оружием массового поражения в чьих-то руках.

По моему мнению риск неблагоприятного использования информации о будущем гораздо выше возможности использования подобных сведений во благо. Разовые положительные новости не стоят постоянного потока мрачных вестей. Следовательно, будущее лучше оставить во тьме.

Фильм немного нелогичен, как и любые размышления о благе знаний о будущем. Но при этом есть моменты, которые заставляют взглянуть на всякого рода предсказания с новой стороны. Рекомендовать фильм к обязательному просмотру не смогу, но при случае посмотреть будет не лишним. Очень животрепещущая тема. Кстати, с технической стороны в кино тоже есть недочёты, но авторы, по всей видимости, налегали на идейную составляющую повествования.

В главных ролях: Итан Хоук, Сара Снук

Д.Мусатов