Притяжение страха (Багровые реки, реж. Матьё Кассовиц)

«Багровые реки» - фильм далеко не новый. Почему-то я его видел несколько раз частями. Посмотреть не прерываясь не получалось. Есть такие фильмы, которые смотришь только частями. Включаешь какой-нибудь канал - а там очередная часть. Мне всегда казалось, что этот фильм снят по образу и подобию американского кино. Сюжет, манера игры, работа оператора и всё остальное напоминали очередной голливудский продукт.

С удивлением обнаружил на Кинопоиске, что в США фильм собрал 1% всех сборов. Это как-то не вязалось с моим восприятием фильма, как почти американского. Получается, что американцы не верили в похожесть. Почему?

Обычное дело, когда американские зрители не участвуют в процессе пополнения кассовых сборов европейских фильмов. Это казалось нормальным. Европейское кино в своём большинстве отличается от голливудского. Оно не лучше и не хуже, просто оно другое. Его снимают другие люди, играют другие актёры. Взгляды на жизнь и на жизненные ценности отличаются кардинально даже у разных европейских народов, что уж тут искать общее с людьми, живущими за океаном. Но вот после «Багровых рек» появилось у меня подозрение, что дело не в том, что американцы не понимают европейское кино. Если европейцы вполне в состоянии переваривать и японское, и иранское, и любое другое кино, то что мешает американцам смотреть что-то неамериканское? Я думаю, что дело в желаниях самих американцев.

Видимо, они просто не желают смотреть то, что сделано не в Америке. Может быть они настолько уверены в том, что за пределами их штатов невозможно сделать хоть что-то мало-мальски путное, что не готовы тратить время на всякую ерунду? На мой взгляд это вполне возможно. Стиль жизни Америки состоит в экспорте своих желаний, навязывании своего образа жизни. Исходя из этого всё становится понятно. Они никогда не будут смотреть неамериканское кино. Европейцам можно не тратиться на дорогую рекламу и убивать время на продвижение своей продукции, это ни к чему не приведёт. Хотя, может просто европейцы просто не пробовали раскручивать свою продукцию за океаном?

Европейские музыканты периодически завоёвывают американского слушателя, но, как правило, музыканты из Англии. Французы и итальянцы этим похвастаться особо не могут. Получается, что американцы всё-таки невосприимчивы в любой другой культуре? А может у них просто ещё нет своей культуры и они со страхом держатся за то, что у них есть и страшаться признаться, что то, что есть у них, не выдерживает никакого сравнения с европейскими традициями? Безусловно, в последнее время много фамилий представителей современного того, что сейчас называется «современным искусством», родом из США. Но только через много лет всё это имеет шанс получить прописку в «классике». А пока нужно делать вид, что классика никому не нужна.

Не знаю, я в этом не уверен. Но другого объяснения у меня нет. Пусть искусствоведы мусолят эти темы.

Немного напишу про кино. Фильм снят хорошо. Рено и Кассель совершенно органично вписались в происходящее действие. Интересно, сценарий писали уже под них или это они смогли влезть в шкуры своих героев? Зрителю со слабыми нервами лучше не смотреть. Трупы появляются нечасто, но каждое их появление обставлено весьма трагично. В некоторых фильмах про войну трупы даже не воспринимаются как трагическое окончание какой-то жизни. Здесь всё не так. Трупов мало и каждому авторы уделяют много внимания.

До конца фильма непонятно, чем закончится. Прошлись по евгенике, тема для триллера более чем подходящая. Психологических метаний главных героев нет и не нужно. Всё сконцентрировано на действии. Не на спецэффектах и ожиданиях оных, а на действиях. В настоящее время надежды на 3D эффекты заменили фантазию действия. Лучше бы они жили параллельно.

Если нервы у вас не слишком расшатаны на поле борьбы за корпоративные бонусы, вы вполне можете посмотреть этот фильм вечером в пятницу. После хорошего ужина часиков в семь вечера, когда ещё можно немного посидеть на диване перед сном.

В главных ролях: Жан Рено, Венсан Кассель

Д.Мусатов