Скандинавское кино производит на меня странное и необычное впечатление. Несмотря на ограниченное количество действующих лиц любого фильма непременно создаётся впечатление, что фильм не о конкретных людях, а о тенденциях, теориях или социальных слоях. Каким-то незаметным образом герои воспринимаются не как люди, а как среднестатистическое состояние определённой категории.
В данном случае можно говорить о конфликте поклонников процесса и результата. На первый взгляд на экране мы видим конфликт двух человек, но так ли это? Для одного — главное заключается в процессе. Он любит свои стулья, он каждый свой стул холит и лелеет. Доводя до идеального состояния каждый предмет мебели, выходящий из под его рук, он как бы отдаёт в чужие руки не стул или тумбочку, он отдаёт часть своей жизни, потраченной на изготовление предмета. Эта мебель будет служить века, так принято говорить. Но мы-то с вами знаем, что даже такая мебель в «умелых руках» может загнуться весьма быстро. Есть категория людей, у которых ничто не может жить долго, всё умирает быстро и навсегда.
Для них более подходит мебель из Икеи. Она стоит в разы меньше. Она не такая качественная, но кому нужен столик на века и с возможность спать на нём? Главное состоит в возможности иметь модную мебель, которая не разваливается сама по себе и которую не жалко выбросить, как только появится новая коллекция Зима-Лето. И ещё — эту мебель не нужно заказывать и ждать три месяца, просто пришёл и купил. Владелец Икеи вполне в состоянии обеспечить всех дешёвой и модной мебелью, его цель не в разорении производителей дорогой мебели, он просто любит всё продавать.
Так и встретились два человека: один любил делать мебель, второй — продавать мебель. Икея разорила мелкого производителя шикарных табуреток. Вам его жаль? Так почему именно Вы предпочитаете покупать дешёвую, практичную и модную мебель? Отчего Вам жаль производителя дорогой мебели только в кино, а в магазине вы предпочитаете покупать мебель подешевле? Не правда ли, весьма странно?
Именно про это фильм. Мы все ведём себя парадоксально: на экране желаем видеть одно, а жизни совсем другое. Мы готовы защищать всё, что хорошо по принципам общественной морали только в виртуальном мире, но как только речь заходит о собственном кошельке — мы действуем согласно финансовых интересов. Нам постоянно говорят о важности процессов, но всех интересует результат. Все готовы в оправдание своих действий приводить многочисленность усилий и произведённые действия, но в оценке действий других руководствуются только результатом. Оно и понятно, кому нужна возня продавца под прилавком вместо колбасы на завтрак, только при этом, вы хоть раз слышали рассказы продавцов о покупателях?
Что же важнее, процесс или результат? Когда человек говорит про себя — процесс, когда говорит про кого-то ещё — результат. Но как это донести до каждого?
И ещё: здесь нет доброго и злого героя. Разорившийся мебельщик, которого по умолчанию кто-то может принять за «нашего», имеет в своём активе множество и положительного и отрицательного. Арифметический подсчёт добра и зла героев вряд ли сможет выявить положительного героя. Это рассказ о том, как непрост мир.
В главных ролях: Бьорн Сундквист, Бьорн Гранат, Фанни Кеттер