Разум в наказание (Исчезнувшая, реж. Дэвид Финчер)

Для меня в этом фильме самым главным было не его художественное достоинство. Тема очень интересная затронута. И хотя про эту тему писано много и хорошо, лишний раз к ней вернуться не помешает.

Человек — единственное существо на планете, которое умеет думать. Не просто стремится есть и размножаться, а именно думать о том, как лучше есть и размножаться. Это свойство уметь думать вполне вероятно подходит для науки или литературы, но никак не подходит для человеческого общения. Вся логика, которая с переменным успехом помогает разобраться с чёрными дырами или глубоководными муренами, никак не помогает человеку по жизни. А уж если быть до конца честным с собой — то только мешает.

Как живёт обычный заяц? Если есть еда — ест, если хотят его съесть — бежит, если на горизонте симпатичная зайчиха — то будут зайчата. Человек над этим потешается. Человек называет это примитивным образом жизни. А как живёт человек? Он не так прост, как заяц. Человек постоянно анализирует и сравнивает. Человек имеет суждения по каждому вопросу, но самое страшное, что суждения всегда на готове, готовые к применению.

Человек всегда всё знает. Только встретился с человеком и уже знает про него всё. Если выглядит подозрительно — жулик, если умеет красиво шаркать ножкой — воспитан. Это основано ни на чём. Это просто желание человека видеть мир таким, каким он ему нравится. Заяц бежит, когда у него под носом щёлкают клыки, а человек даже видя, как у него отгрызают ногу, может всё твердить «не может быть, у него такие воспитанные родители».

Достаточно женщине появиться с синяком, как все уже знают, что она никак не меньше, чем жертва семейного насилия. И как бы она не говорила, что это неудачная попытка пронести кучу белья по лестнице, как бы её муж не доказывал, что всю неделю был в командировке — никого это не волнует. ОНИ УЖЕ ВСЁ ЗНАЮТ.

Человек не хочет верить своим глазам, человечество разучилось думать. Всё заранее определено. Всё заранее продумано и созданы шаблоны. Когда-то человек вынужден был думать. Рядом бродили тигры и волки и мыслить шаблонами было невозможно. Дикие звери не умеют думать, они действуют. Человеку приходилось использовать свои навыки мышления и быстрого принятия решений. А сейчас человека окружают люди и думать человек разучился. Человек забил свой разум сказками о добре и зле, происходящее наяву его больше не интересует.

Пропала жена, у мужа есть некоторые тайны — всё ясно, кто убил и почему. Никто его даже не слушает, всё решается на уровне эмоций нравится-не нравится. Презумпция невиновности в обиходе обывателя давно исчезла. Давно распределено кому отвечать в случае чего. Женщина всегда права, национальные меньшинства притесняют, животные не могут за себя постоять и т. д. Единственно только белому мужику не положено быть ущемлённым, он должен быть привлечён в первую очередь. Это и есть правосудие по-обывательски на сегодняшний момент. Адвокат в фильме сказал ключевую фразу нынешнего правосудия: Никого не интересует правда, ты должен просто понравится. Кстати говоря, практически все странные вопросы так и остались без ответа, видимо, чтобы не причинить беспокойства женщине-страдалице?

Фильм снят весьма неплохо. Он правда забит шаблонами, но куда же без них. Это не детектив, здесь нет ни логики, ни ответов на вопросы. Конец, с одной стороны, совершенно не в тему, но если вернуться к шаблонности мышления, то всё встаёт на свои места. Я совершенно согласен с авторами фильма, этот конец наиболее подходит к сюжету. Никакой логики, никого мышления, всё через одно заднее место, человек не учится на ошибках и не хочет напрягать мозги, вокруг полно готовых шаблонов.

Это кино нужно смотреть, если есть желание посмотреть на себя со стороны. В других случаях фильм может и не понравится, шаблоны не позволят, не всё умещается в представления о добре и зле.

В главных ролях: Бен Аффлек, Розамунд Пайк.

Д.Мусатов