Сказка — намёк? (Хоббит: Пустошь Смауга, реж. Питер Джексон)

Питер Джексон умеет снимать кино, в этом сомневаться не приходится. Сомнений в том смотреть или нет его очередной продукт не было. Но вот после просмотра я несколько задумался. Что-то смущало, но что и как я не понимал.

«Властелин колец» был экранизирован очень хорошо. Очень хорошо была передана атмосфера книги. Но это всё строилось на том, что была произведена хорошая работа с оригиналом текста. Всё самое важное было оставлено и показано на экране. Понятно, что множество деталей остались за кадром, но это вспоминается уже после просмотра.

В данном случае я вообще не понял, на чём основано кино «Хоббит: Пустошь Смауга». В первой части уже начались странности с появлением непонятно чего и непонятно откуда. Во второй части от книги уже почти ничего нет. Складывается впечатление, что о соответствии фильма оригиналу никто даже и не задумывался. Речь не о мелочах, произошло полное изменение основной идеи.

Я совершенно уверен, что главное в фильме только одно: построить логические связи между «Хоббитом» и «Властелином колец». В угоду этому положено всё. Вернее говоря, всё выброшено или добавлено. Выброшены многие истории. Например, дракона убивать авторы решили другим способом, не как в книге. Вроде мелочь, но в результате изменения почти всех мелочей от первоначального текста почти ничего не осталось, кроме общего направления сюжета. С такой же настойчивостью вводятся новые повороты развития фильма. Даже любовную линию изловчились прикрутить. Зачем?

От книги не осталось почти ничего. Всё, ну или почти всё, подверглось изменению. Сюжет остался, но это не спасает. Вывод прост и незамысловат: вы будете смотреть предисторию фильмов о кольце, не более того. Всё, что автору хотелось запихать в «Властелина колец», но не получилось из-за ограниченности времени, он пытается пристроить в «Хоббита». Нещадно его уродует, переделывает, не оставляет живого места. Это не поможет разместить всё, что осталось за кадром тогда, в нынешние фильмы, но вполне в состоянии этими попытками свести на нет соответствие фильма своему тестовому оригиналу.

Я не понимаю, зачем это нужно. Если есть желание дополнить имеющееся кино — сними продолжение. В этом продолжении можно пристроить всё, что хотелось сказать вдогонку. Можно пофантазировать, намекнуть на отгадки неясных поворотов в прошлом, даже объяснить любовные муки. Но брать книгу вполне самостоятельную и имеющую свою историю, чтобы выкинуть из неё всё содержимое, напичкать фантазиями из другой истории — это что-то.

Могу констатировать, что кино получилось вполне приличное. Много спецэффектов, проработаны детали и всё красиво. Только к книге «Хоббит» данное творение не имеет никакого отношения. Да и очень длинное.

В главных ролях: Мартин Фриман, Ричард Армитедж, Иэн МакКеллен, Эванджелин Лилли, Орландо Блум

Д.Мусатов