Слово как дело (Воскресение — Лев Толстой)

Толстой мне даже нравится. Я прочитал «Войну и мир», прочитал ещё несколько книг, но после «Воскресения» решил остановиться. И причин тому несколько.

Он любит бубнить, как подвыпивший мужичок после получки. И мысли все вроде как нормальные и логично, но одно и то же повторённое миллион раз становится скучным, как гудение комаров летним вечером. Теряется сама мысль, как и не слышно каждого комара, только надоедающее гудение без признаком индивидуальности. У Толстого всё сводится к изменению мира словом. Ему кажется, что достаточно вору сказать, что тот поступает нехорошо, как тот застыдится и станет честным, ему кажется, что достаточно сказать лжецу, что тот не может так поступать и тот станет проповедником. Об этом очень любит рассуждать Толстой.

Только вот в реальной жизни я такого не видел ни разу, чтобы человек изменился. Мой опыт жизни говорит о том, что человек вообще никогда не меняется. Довольно часто бывает, что человек кардинально меняет свою жизнь, но всегда это связано с тем, что человек именно нашёл своё место в жизни, а всё то, что было до этого было случайным. Мне почему-то кажется, что всё дело в социальном статусе Толстого. Он привык, что прочитав очередную проповедь своим мужичкам, те делали вид, что они теперь совсем другие, что его словесные экзекуции имеют какие-то последствия. А как иначе? Он их землевладелец и с его мнением приходится считаться. Стоит вспомнить, что Толстой после своих выходов в народ возвращался не в деревенскую избу, а в свой нормальный такой домик и порывов раздать всё своё состояние местным крестьянам у него не возникало. Душевно, безусловно, он был с соседними мужиками, но вот в бытовом плане он предпочитал барскую усадьбу. Сидел в ней и писал про спектакль с крестьянами. Интересно, какое прозвище у него было в деревне.

После он читал эти свои рассказки своим знакомым интеллигентам и те пускали слёзы и слюни от умиления. И не только в нашей стране. Вся интеллигенция всего мира свято верит в силу слова, тут ничего поделать невозможно, на то она и интеллигенция. В данном случае речь идёт про барина и совращённую девушку. У него всегда кругом дворяне, видимо, крестьяне не представляли из себя достойной натуры. Вот поучать их нужно, называть кладезью мировой мудрости можно, но писать про них не стоит. Как сам он поживал в барских усадьбах, рассусоливая о своей народности разгуливая босиком и в косоворотке вокруг усадьбы, обслуживаемой местными крестьянами, так и поучительные книги все от имени барина, рассказывающего нижним чинам о смысле жизни. А те умилялись и изменялись.

Толстой идеалист, увлекаться им нельзя. «Война и мир» в этом отношении немного отличается, но там тоже нужно видеть меру в душевных метаниях. В этой книге по крайней мере присутствуют неперевоспитываемые подлецы и негодяи. Толстой рассказывает о том, каким по его мнению должен быть мир, но при этом постоянно делает отсылки к реальности. Читая его, нужно постоянно помнить, что такого никогда не было и не будет, чтобы слово меняло человека. Изменить можно, да и то только в редких случаях, образ жизни человека. Но сам человек при этом не меняется. А всего-то нужно было отправить Толстого на полгода пожить в деревне, дав с собой пару гривенников и тупую косу. И без бобровой шубы.

Толстой стал известным и уважаемым автором, потому, что смог очень внятно и чётко сформулировать видения огромной части населения Земли. Это раз. Во-вторых он смог найти признаки этой идиллии в реальной жизни. Что только не привидится в тёплом и уютном кабинете, но уж настолько это всё заманчиво, что люди готовы верить. Я им мешать не буду, это их личное дело. Но у меня нет усадьбы и капитала, чтобы заниматься красивыми измышлениями, я вынужден жить в реальном мире по реальным правилам. Именно поэтому я не скоро вернусь к творчеству Толстого. Может на пенсии?