Давать советы всегда проще, чем их выполнять. Видимо именно поэтому весь мир наполнен книгами о том, как лучше обустроить себе жизнь. Мне кажется, что их даже больше, чем книг о том, как стать миллионером от авторов-бессеребреников.
Некоторые, весьма бестолковые в смысле советов, книги вполне можно читать просто так, без попыток найти в них смысл. Для некоторых авторов содержание книги, видимо, не имеет вообще никакого значения. Самое главное придать произведению прекрасную форму. Такой книгой по-моему является «Алхимик» П.Коэльо. Некоторые, соблазнившись формой, могут подумать, что в ней есть глубокий смысл. Книга написана отличным стилем, неспешным и затягивающим. Буквально задушевный обмен сокровенными тайнами. Можно подумать, что именно под таким соусом и подаются тайны смысла жизни. Так можно подумать, но в данном случае не нужно.
Если коротко, то книга о голосе мира и знаках. Всё вокруг человека подаёт знаки и говорит с ним, если тот понимает. И всё это только для того, чтобы человек выполнил своё предназначение. Сразу же начинаются вопросы.
По моему скромному мнению, жизнь представляет собой череду случайностей. Благодаря многочисленным стечениям обстоятельств происходит выбор направления движения. Но слаб человек, и находясь ещё в самом начале пути он уже хочет знать о конце. Вот и придумывает он пророчества и предназначение. Или ему придумывают, пользуюсь его желанием и пожеланиями.
Нашему пастуху предсказали искать клад в пирамидах, правда нашёл он его совершенно не там. Началось всё с вещего сна и понеслось на всех парах. Весь мир взбесился и начал ему помогать. Гадалки, вечные цари, бабочки и песок пустыни. Только с какого перепуга все решили, что ему кто-то помогал? У человека появилось навязчивое желание найти клад. Кстати, в таких случаях у меня всегда вопрос: если для получения чужого бесплатного клада нужно пахать много времени, можно ли считать, что клад заработан? Но это так, попутно.
Как различить навязчивое желание и предназначение? Можно ли их вообще различить? А может это одно и тоже? Человек свои желания облекает в форму предназначения. Глядя вокруг себя, человек охотно принимает желаемое за действительное. Именно поэтому знаки говорят только с тем, кто их желает увидеть. А может так статься, что все эти знаки никак не увидеть постороннему, поскольку они только в голове у одного человека.
Что из этого может следовать? Ничего особенного. Человек не задумывается о таких вещах до поры, до времени. Но всегда может оказаться рядом другой человек, который внесёт сомнение в размеренное течение жизни и обратит внимание на знаки и предназначение. При этом всегда присутствует ссылка на волю бога, непонятно для чего. Это противоречит самому смыслу бога. Если он тот, за кого его принимают, то он всё должен знать заранее и независимо от любых обстоятельств предназначение сбудется. А раз так, то к чему суетиться и мучаться, всё равно всё произойдёт как должно быть. Но множество предсказателей и аракулов призывают к действиям. Зачем?
В книге самым умным оказался алхимик, живущий в пустыне. А пустыня стала сосредоточием истины и знаний. Именно в пустыне с алхимиком герой книги получил знание о голосе мира.
Алхимики и алхимия. Наука сложная и запутанная. Множество ритуалов и правил. Для чего? Видимо, чтобы скрыть результат за процессом. Мало у кого хватит терпения выполнить все невыносимые процедуры и добраться до финиша. На финише победителя должен ждать философский камень. Получается, что всё это нужно только для того, чтобы получить неограниченное количество золота? Но зачем? Человеку, познавшему истину, ни к чему земные богатства. Однако, за жаждой знаний может скрываться жажда наживы. Остаётся совершенно непонятно, кто такие алхимики, стяжатели богатства или познаватели мира.
Наш алхимик до философского камня добрался. Значит, он получил и бессмертие. Но поскольку он уже всё знает, то остаток своей бесконечной жизни он может посвятить чему угодно. Например, сопровождать к своей мечте избранных. При этом он практически ничего не делает. Он просто призывает познать себя и окружающий мир. Услышать голос мира, понять его и найти своё место в мире. Но как? Вполне возможно, что для этого совершенно не нужно обращать внимания на окружающий мир. Более того, нужно сконцентрироваться только на себе. Нужно построить внутри себя целый мир, придумать для него свои правила и познать его. После этого внутренний мир заменяет собой внешний мир и вуа-ля! Голос мира становится твоим собственным.
Так нужно ли идти за своим предназначением? Даже философский камень — просто камень, пока на него не дадут инструкцию по применению. У вещей нет смысла, пока мы сами не придумаем им смысл. Сможет ли человек что-то изменить в своей жизни, узнав своё предназначение? Следовать знакам — не значит ли это просто желание догнать собственный хвост?
Предназначение — самый удобный способ свалить на внешние обстоятельствам свои собственные просчёты и желания. Важность происходящего определяет сам человек, а наличие якобы непреодолимых обстоятельств даёт возможность распределять важность этих жизненных обстоятельств самым удобным для себя образом. Мир не меняется, но меняется отношение человека к жизни. Познание мира - познание себя. Счастье предназначения и познание - это просто заключение мира внутри себя. Нужно ли при этом куда-то двигаться физически? Можно оставаться на месте, при этом путешествую по всей вселенной. Другие этого не видят, но это ничего не меняет. Главное — быть в гармонии с самим собой.
В общем и целом книжка вредная, заставляет бросить мир и уйти в себя. Заняться поиском далёкого и призрачного предназначения, никому недоступных знаков. Не каждый поймет, что эта сказка с намеком и только. При всём этом написана книга очень хорошо, можно читать просто для удовольствия.
Д.Мусатов