Троянские страсти

Начнём с цитаты: «Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая». Википедия.

В жизни каждого человека должно быть понимание глобальных общечеловеческих ценностей. С этого начинается любое обучение. Глобальные общечеловеческие ценности по мнению основной массы педагогов начинаются задолго до рождества Христова, где-то в Греции и Риме. Гомер без всякого сомнения имеет бронь в любой школьной программе. Только вот зачем?

Я искренне не понимаю, чему может научить Троянская война. Всё началось с того, что какой-то идиот спёр женщину и понеслось. Два народа настойчиво убивают друг друга для того, чтобы у их монархов исполнилась всякая блажь. Если какая-то история начинается с совершенного идиотизма, трудно ждать от неё величественного завершения. Всё упирается в странную штуку: за честь коронованных особ почему-то расплачиваются холопы. Из Троянской войны мы должны сделать вывод, что весь мир делится на тех, кто принимает решения и тех, кто их исполняет без права выбора?

Что ещё может дать древняя история, пронизанная насквозь правителями? Один человек принимает решение и все подданные просто обязаны его исполнять. Всё бы ничего, но в основной своей массе двигателями этих решений становятся какие-то идиотские навороты. То чужую жену непременно нужно в гарем, то шкуру золотую, конечно чужую, непременно хочется в гостиную, чтобы соседние императоры подавились от зависти. Я не помню, чтобы Цезарь или Македонский отправлялись защищать права национальных меньшинств или избирательное право. Всё больше меркантильные дела в ходу.

Мне кажется, что изучение всего этого доисторического воинственного и бестолкового наследства связано только и исключительно с желанием удлинить гуманитарную историю рода людского. Не хочется признать, что практическую всю свою историю человек отличался от зверья только более изощрёнными методами уничтожения всего живого. Если бы современный человек, проникнувшись гуманитарными посылами древней Греции, оказался в этой самой Греции, то удивлениям не было бы конца. Жизнь человека в то время была неразрывно связана с троном правителя, чем дальше от него, тем меньше стоит жизнь. Для любого правителя того времени хороший конь был намного важнее любого крестьянина. Но про это нам не рассказывают. Про гладиаторов тоже как-то уклончиво говорят, вернее не говорят о том, что не было для любого римлянина большей радости, как посмотреть убивающих друг друга людей. Как это может уместиться в современные каноны общежития? Но ведь как-то умещается с подачи наших историков и странно размытые истории о древних властителях должны стать светочем в обучении современного человека.

Как-то лицемерно всё это выглядит, взывать в всеобщему смирению и изучать жизнь и деятельность величайших сатрапов. Конечно, никого кроме сатрапов в древнем, да и в средневековом, мире не было и быть не могло, но это не означает, что нужно врать людям. Может уже пора сказать всем, что это были просто уроды по нашим меркам?