Утопия и антиутопия как класс в литературе и кино позволяет порезвиться на ниве размышлений о будущем. Антиутопий, конечно, гораздо больше. Они интереснее. Все творцы любят трагедию. На её фоне ярче смотрятся человеческие слабости и сильности. А утопии чаще всего приторны и елейны.
А может большинство авторов не верят в светлое будущее человечества. Может вся история человечества доказывает, что антиутопия это не фантастика, а естественное будущее? Если это так, то есть ли шанс на светлое будущее?
«Бразилия» - типичная антиутопия. Бюрократия правит миром. Персона, личность никого не интересует. Даже самих этих личностей. Можно это изменить или нет, вот в чём вопрос. Клерк, который не хочет ничего менять в своей жизни, решил изменить жизнь другого человека, исправить ошибку бюрократии. Заодно и влюбился, по ходу дела. У него нет желания изменить мир, просто восстанавливает маленькую справедливость. Он хочет жить в мире и покое, может только желание восстановить покой у другого человека и было первоначальным фактором-побудителем, но не всё так просто.
Естественно, как и в любом кино, стоит только тронуть камень на склоне, как вниз обрушивается лавина. Стоит только ненадолго выбраться из своей ракушки, как лавина приключений сваливается на голову. Человеку он не помог, но сам ввергнулся в пучину событий. Он увидел шанс найти свою женщину, которую до этого видел только во сне. И он начал искать её и нашёл. Для этого пришлось нарушить все мыслимые правила и законы. Он восстал против Системы.
Сам он про это не думал. Он просто делал то, что считал необходимым. Для Системы он стал врагом, и Система его уничтожила. Ничего личного. Обычный конфликт личного и общего. Впрочем общего ли? Что такое Система, это правила которые были навязаны определённой группой всей массе населения. Масса к ним привыкла, может только из-за того, что есть шанс при случае занять место кого-то из определённой группы.
Масса в своём нормальном состоянии инертна. При наличии пусть и призрачной надежды на лучшее, человек чаще всего предпочитает синицу в руках. Должно произойти что-то совершенно необычное, чтобы человек задумался о журавле в небе. Только стоит обратить внимание, что чаще всего журавль этот никак не в изменении строя и порядка вещей для достижения целей. Чаще всего это простое желание получить желаемое. Варианты достижения подобных личных революционных идей не многочисленны. Это может быть движение напролом, несмотря ни на что, или попытка извернуться между обстоятельствами и правилами. Вариант движения зависит от персональных особенностей конкретного человека и никак не зависит от его осознанного выбора. Просто получается так, как получается. Случайно.
Наш герой пошёл напролом. Конечно, задним числом ему можно приписать бунт по отношению к Системе, дерзкую попытку изменить мир, но он просто хотел немного прибавить счастья в свою жизнь. Он хотел, чтобы сбылись его мечты, чтобы его маленький мир жил автономно и благополучно. Ни о ком, кроме себя, он не думал. Он даже игнорировал окружающий мир. Не делал вид, что вокруг никого и ничего нет, а даже забывал обо всём, что напрямую с ним не связано.
Для того, чтобы устроить бунт, подобный подход никак не подходит. Это сравнимо с тем, чтобы разбить окно, вломиться в ювелирный магазин и начать примерять всё у зеркала, даже когда воют полицейские сирены. Для того, чтобы сломать Систему нужна не вспышка, а долгое и стабильное горение. Расчёт и предусмотрительность смогут сломать старое и создать новое. Но только в довольно большой компании, не в одиночку.
Непроизвольные вспышки борьбы за собственное счастье методом отнятия оного у окружающей Системы приводят только к уменьшению собственного здоровья, вплоть до самого исчезновения. Бунтарь-одиночка представляет собой лёгкую добычу для Системы. Это пример того, как поступать не нужно. Но несмотря ни на что, творцы по-прежнему продолжают воспевать борцов-одиночек за собственное маленькое счастье. От безысходности что ли.
Вот и подумай, стоит ли сворачивать с привычной дороги.
Фильм на любителя.
В главных ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Иэн Холм, Боб Хоскинс.
Д. Мусатов