Высокие чувства (Король Лир; реж. Г. Козинцев)

Многочисленные драмы ранней эпохи становления театрального искусства оперировали высокими чувствами. Вернее чувствами высоких особ. Основную массу персонажей составляли королевские особы, божественные отпрыски и прочие необычные существа. Видимо, обычные люди, которые могут пахнуть навозом, никак не могут рассказать уважаемой публике хоть что-то интересное и поучительное.

Вот короли — совсем другое дело! У них не может быть жадности, глупости и прочих проявлений человеческой слабости. Они представляют собой идеал человеческого существа. Они всегда благородны, обязательно справедливы и уж конечно трудолюбивы. Они с утра до вечера думают только о том, чтобы всем окружающим было хорошо жить на белом свете. Они постоянно трудятся над увеличением благосостояния всех своих подданных и никогда не протянут руку к чужому. Правда? Шекспир, по крайней мере, ни о ком, кроме высоких особ, не писал.

Возьмём, к примеру, Короля Лира. Великий был человек. Даже и не человек, а просто почти ангел. Ничто человеческое его не трогало. Даже не держался за своё царство-государство. Главное, чтобы в мире справедливость была. У каждого должно быть своё государство. По крайней мере у каждого царского отпрыска. А потому решил он своё царство разделить между детьми. Злые языки, конечно, вполне смогут сказать, что это он для того сделал, чтобы ездить к ним, и чтобы они его всяко нахваливали и чтобы тому от такого уважения было приятно. Но мы-то знаем, что это не так. Просто к справедливости стремился человек.

Для получения своей доли нужно было пройти испытание, придуманное королём. Испытание было довольно сложным. Нужно было польстить королю, и если тому понравится лесть, то доля в королевстве обеспечена. Двое дочерей старались вовсю, придумывая обороты и словосочетания, а одна из дочерей решила сказать правду. В результате она одна и осталась без доли. Очень мудрое решение! Только человек, который в состоянии очень быстро принимать решения и находить выход из любой ситуации, в состоянии и в праве управлять своим государством.

Государство поделено и король отправился в гости. А что ещё делать? Своего дома у него больше не было. Хозяева были дома, но гостей не ждали, даже таких, как бывший король. Все свои — дома. Правда был один вариант, нужно было пройти испытание лести. Но вот незадача, наш король, хоть и видел чем это заканчивается, решил сказать всё, что думает, а не то, что хотели услышать. И он проиграл. После этого получил пинка под зад и оказался в канаве с бродягами.

Ну как же так! Вроде и видел уже всё это, а так пролетел. В игре с лестью судья всегда тот, кто владеет ситуацией или самыми большими, по сравнению с окружающими, финансовыми возможностями. Все остальные в лучшем случае могут стать участниками, ну или зрителями. Неужели король этого не знал? Неужели Лир просто дурак? Но это невозможно, он же король, а те всегда представляют лучшую часть человечества. Или нет?

Король Лир был не дурак, он был просто идиот. Быть идиотом может любой, и конюх, и государь. Положение в обществе от рождения зависит, но вот умственные способности, в отличие от денег и титула, по наследству передать невозможно. Короли могут быть гораздо глупее своих подданных, а их дети гораздо жаднее. Отчего тогда Шекспир писал про королей, да ещё и глупых? Видимо, у него не было выбора.

Напиши он трагедию о плотнике, кто бы тогда пошёл её смотреть? Основную массу во все времена жизни интересовала жизнь сливок общества. Короли интересовались только королями, а королями интересовались все. Всё у них выглядело великим. Великие победы, великие деяния. Даже глупость выглядела величественно. Вот и приходилось государям в многочисленных трагедиях отдуваться за всё человечество.

Фильм представляет собой практически идеальную реализацию творения Шекспира. Черно-белый вариант, масса совершенных гиперчувств, всё это прекрасно визиализирует классическую трагедию.

В главных ролях: Юри Ярвет, Олег Даль, Леонхард Мерзин, Регимантас Адомайтис, Донатас Банионис, Галина Волчек, Эльза Радзиня

Д.Мусатов