Мера необходимости (Остановившаяся жизнь, реж. Уберто Пазолини)

Жизнь и значение жизни маленького человека. Тема не то, чтобы избита до невероятности, но неисчерпаема. Великие мира сего очень любят делать вид, что их интересуют все люди без исключения, маленькие люди довольны, что про них тоже помнят. Как правило, посмотрев подобный фильм, люди должны проникаться уважением к деятельности маленьких людей.

Герой фильма организовывает бесплатные похороны для одиноких умерших, попутно пытаясь найти их друзей или родственников. Чаще всего на похоронах он — единственный участник. Он готовит поминальную речь, подбирает музыку. Но обычно никого на этих похоронах не бывает.

Сам герой немногим отличается от людей, которых ему приходится хоронить. Он одинок, вся его жизнь проходит в поисках и подборе музыки. У него нет увлечений, нет желаний, нет ничего, он просто живёт. Насколько ценен такой человек для общества? Его руководство решило, что совсем не ценен и сократило его должность.

У фильма весьма необычный конец, пересказывать не буду, лучше посмотреть в оригинале. Лучше поговорим о маленьком человеке. По моим ощущениям в подобных фильмах роль маленьких дел обычно сильно преувеличена. В обычной жизни мы, как правило, не замечаем их. Каждый маленький человек не в состоянии повлиять на что-то, кроме себя самого. Однако, по совокупности все эти маленькие дела и люди составляют очень значительную часть происходящего в мире.

Значимость маленьких дел можно оценить только в одном случае: если все маленькие люди пропадут вместе со своими маленькими делами. Расхожее представление о том, что одно маленькое дело может завалить мир, мне представляется крайне опрометчивым. Это очень лестно думать, что я, маленький человек, в состоянии если не перевернуть мир, то по крайней мере хорошенько тряхнуть. Но когда и где это было не в кино?

Тем не менее подобные фильмы нельзя считать неполезными или даже вредными. За суетой мира человек не в состоянии разглядеть мелочи, окружающие его. Фильм в состоянии привлечь внимание к маленьким делам и хотя это ненадолго, что-то в голове останется. Если кино удалось.

Это кино удалось. Фильм с настроением, смотрится очень легко, несмотря на сложные вопросы. И самое главное — фильм выглядит реалистичным. Это вполне могло быть где-то там, за границей.

Фильм могу рекомендовать к просмотру тёмными ненастными вечерами, когда кажется, что в мире очень мало хорошего.

В главных ролях: Эдди Марсан, Джоанн Фроггатт